Инвестиции в торговую недвижимость в Европе выросли до 27,7 млрд евро

Инвестиции в торговую недвижимость на рынке континентальной Европы, исключая Великобританию и Ирландию, выросли на 7% по сравнению с предыдущим годом и составили 27,7 млрд евро, сообщает исследовательская компания Jones Lang LaSalle.

<b>Более высокие расходы </b>на финансирование и неустойчивость цен в последнем квартале года привели к сокращению объемов рынка. В четвертом квартале общий объем инвестиций составил 6,6 млрд евро, по сравнению с 10,1 млрд. евро за тот же период 2006 года. Тем не менее, последний квартал 2007 года был четвертым по объемам инвестиций за всю историю.
<b>Джереми Эдди, директор </b>Jones Lang LaSalle по европейскому рынку торговой недвижимости:
<b>"Имеющиеся на сегодняшний</b> день данные свидетельствуют, что доходность от первоклассных торговых объектов в континентальной Европе устойчива к кризису кредитования. Такое подтверждение доходности от первоклассных объектов наблюдалось по всей Европе, и оно согласуется с мнениями инвесторов, с которыми мы ежедневно общаемся.
<b>Прогнозируя ситуацию </b>на 2008 год, мы ожидаем некоторую переоценку риска для второстепенных объектов, а также для более финансово-ориентированных продуктов и портфелей. Мы ожидаем, что произойдет сокращение количества активных инвесторов, стремящихся к конъюнктурным сделкам. Ключевые объекты, в первую очередь уникальные, будут по-прежнему пользоваться наибольшим спросом в этом сложном классе активов.
<b>С географической точки зрения</b> мы ожидаем, что в 2008 году сделки на значительные объемы будут заключены на рынках Германии и Скандинавии, а во второй половине года, как мы полагаем, больше торговых объектов будет предложено на рынке Испании. Мы также прогнозируем продолжение значительного роста на развивающихся рынках России и Турции".
<b><em>Ключевые факты</em></b>
<b>В 2007 году в 25 странах </b>континентальной Европы было зарегистрировано в общей сложности 437 сделок, связанных с торговой недвижимостью, что на 4% больше, чем в предыдущем году. Торговую недвижимость приобрело более 250 инвесторов, причем на десять из них проходится более 25% от общего объема сделок.
<b>Рынок Германии оценивался </b>в 7,3 млрд евро, т.е. 26% от общего объема рынка континентальной Европы. На пять самых крупных сделок в этой стране приходится более 20% от общего объема сделок в сфере продажи торговой недвижимости в Германии.
<b>Как и прогнозировалось</b>, в 2007 году одним из самых активных был рынок России, он занял третье место, сразу после Франции, что объясняется тем, что инвесторы продолжают искать на востоке продукты и доходы. Также объемы инвестиций выросли в Турции – до 940 млн евро, а в Румынии они увеличились более чем в два раза, составив 1,1 млрд евро (4% от общего объема): инвесторов привлек один из самых быстроразвивающихся рынков Европы.
<b>По-прежнему популярными </b>остаются рынки Скандинавии, причем на Швецию и Финляндию приходится соответственно 8% и 5% от общего объема сделок, проведенных на континентальном рынке.
<b>Основной целью инвесторов</b> по-прежнему являются торговые центры: в 2007 году их доля в общем объеме возросла до 64%. Популярными остаются торгово-складские помещения, но их объемы снизились с 5,5 млрд евро в первой половине года до 4,5 млрд евро во второй, поскольку инвесторы дольше оценивали риск, связанный со второстепенными объектами, при сделках с портфелем торгово-складских помещений.
<b>В 2007 году крупнейшей группой</b> продавцов снова оказались застройщики (32% от общего объема), что отражает высокую активность строительного рынка, особенно в Восточной Европе.
<b>Самыми активными покупателями</b> были фирмы по операциям с недвижимостью (36% от общего объема), но они в меньшей степени доминировали на рынке, чем в 2006 году, когда на них приходилось 43% от общего объема. Увеличили свою долю на рынке фонды и учреждения (29%), а также фонды, управляемые третьими сторонами (23%). Крупными покупателями стали долевые компании, имеющие небольшой уровень заемных средств, а покупатели с большим уровнем заемных средств вообще ушли с рынка.