06:2525 декабря 200706:25
3просмотров
06:2525 декабря 2007
Проект намывных территорий в Анапе "Золотая Миля" стоимостью более 70 млрд рублей (около $3 млрд) будет создан по проекту петербургских архитекторов, а именно – проектно-производственной фирмы <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/26601" target=_blank>"А.Лен"</a>. О сложностях реализации региональных проектов и особенностях архитектурного бизнеса рассказал генеральный директор "А.Лен" Сергей Орешкин.
<b>"ДП":</b> Проект "Золотая Миля" – первый для вашей компании за пределами Петербурга?
<b>С. О.: </b>Мы занимались некоторыми проектами по регионам и раньше, но они были не такие масштабные. "Золотая Миля" выглядит более серьезным, и само место – интересное. Заказчик – специально созданная компания "Витязевский лиман" – обратился к нам с этим вопросом, поскольку мы занимались проектом "Морской фасад" в Петербурге и, соответственно, имеем представление о создании намывных территорий. При этом проект "Витязевского лимана" – поистине грандиозный: площадь намывной территории – 1300 га. Для сравнения, у нас намывается 460 га – и это третья часть самого Васильевского острова. По моим оценкам, если инвестиции по "Морскому фасаду" оцениваются в $3–4 млрд, то стоимость создания комплекса в Анапе может достигать $10 млрд.
Источники финансирования проекта компания нам не сообщала. Но мне он кажется перспективным, поскольку земель на российском берегу Черного моря немного, а цены недвижимости в этом регионе сейчас возросли в несколько раз.
Впервые проект был анонсирован на кубанском форуме летом 2007 году среди прочих объектов, которые готовятся к Олимпиаде в Сочи. В России практически еще не было подобных проектов (если не считать намыва в Новороссийске для военных баз), есть только заявленные – например, "Федерация".
Мы представили компании проект, а сейчас проводятся изыскательские работы.
<b>"ДП":</b> Как вы оцениваете ситуацию с недвижимостью в Сочи? У вас там был еще один проект?
<b>С. О.: </b>Да, мы занимались концепцией спортивно-развлекательного комплекса в Сочи. Однако сейчас эта работа приостановлена, поскольку мы пока не видим заинтересованности в проекте его заказчика. Мы не можем позволить себе работу впустую, поскольку региональные проекты высокого уровня требуют серьезных затрат – выезда специалистов на место. Не имеет смысла тратить эти дорогие для нас временные и людские ресурсы на проект, к которому заказчик относится довольно странно.
Я считаю, что пока, к сожалению, объем вкладываемых в этот регион средств несоизмерим с качеством ни проектирования, ни строительства. Многие сооружения сейчас ужасно выглядят, и сама застройка больше напоминает "самострой". А стоимость – на уровне французского Лазурного берега.
В Сочи сейчас большой приток денег, но все они тратятся крайне неэффективно. На мой взгляд, надо сейчас не спешить инвестировать и строить, а остановиться, подумать и делать это более осмысленно.
<b>"ДП": </b>В целом работа в регионах для вас привлекательнее, чем в Петербурге или напротив, сложнее?
<b>С. О.: </b>Да, с одной стороны: заказчик не стоит над душой и не мешает работать, как это часто бывает в Петербурге. При этом он гораздо больше платит, воспринимая нас как элиту: еще в советское время Москва и Питер проектировали все. Кроме того, проблема квалифицированных кадров, острая и для нас, еще более актуальна в регионах: все профессионалы съезжаются в Петербург и Москву. При этом инвесторы сейчас заказывают огромный объем работы. Нас – петербургские компании – заказчики в регионах используют в основном для того, чтобы выработать "концепт" – основную идею проекта, а всю рабочую документацию мы все равно отдаем делать местным компаниям. В результате рентабельность нашего бизнеса в регионах резко возрастает.
Но, с другой стороны, есть и ряд недостатков, среди которых, например, необходимость частых командировок, а значит, отвлечение драгоценных людских ресурсов. В итоге, мы приняли решение работать в регионах только с крупными заказчиками. Хотя в отношениях с ними тоже есть в России одна проблема. За последние годы все крупнейшие отечественные компании – "Ренова", "Северсталь", "Базовый Элемент", "Газпром", "Норильский никель", "Илим Палп", оценили доходность инвестиций в недвижимость. Да и просто вынуждены искать пути вложения огромных денег. Поэтому почти все они накупили земли в различных регионах страны и, на мой взгляд, не очень представляют, что с ней делать.
Самое неприятное для нас, архитекторов, в этом процессе то, что эти гигантские компании достаточно плохо сформировали свои девелоперские подразделения, в частности, службу заказчика – отдел, непосредственно работающий с проектировщиками. Зачастую там работают непрофессиональные люди, которые еще и переходят из компании в компанию, а за ними тянется след неудачных проектов.
Это отмечают, например, и все западные консультационные компании – Knight Frank, Noble Gibbons, Colliers. Они также вынуждены общаться с этими людьми при создании концепции девелоперских проектов.
<b>"ДП": </b>Можно сказать, что западных архитекторов сегодня в России ценят больше, чем местных?
<b>С. О.:</b> В сфере новой архитектуры у нас сейчас наблюдаются очень резкие перепады из крайности в крайность. Власти и все крупные заказчики вдруг "списали" все местные компании как профнепригодные и начали приглашать западных специалистов. Причем не средние компании второго-третьего эшелона, соответствующие нашему рынку, а мировых звезд, вроде Нормана Фостера. В итоге получили огромную стоимость архитектурных работ.
При этом наши заказчики совершенно не умеют работать с западными архитекторами, и крайне неуважительно относятся к условиям договора. В один прекрасный день они могут сказать: "А давайте делать наоборот", от чего западные компании просто впадают в ступор, поскольку это означает новую работу, новые сроки, новые деньги. На сегодняшний день у западных компаний есть преимущества, а российских архитекторов оценивают незаслуженно ниже, но я уверен, что со временем позиции будут выравниваться.
<i>Дарья Рыжкова</i>