Скандальная подлодка "Саров" сошла со стапелей

Секретная подводная лодка, названная в честь города в Нижегородской области - "Саров" – в пятницу сошла со стапелей в Северодвинске. В Нижнем "Саров" запомнили не только потому, что это разработка ЦКБ "Рубин", а производство ее начиналось на "Красном Сормове", но и в связи со скандалом, разразившимся в сентябре 2007 года из-за утечки секретной информации.

6 сентября на сайте администрации наукограда Саров появилось сообщение:<o:p></o:p>
<span style="font-weight: bold;">"Командир подводной лодки "Саров"</span>, входящей в состав Северного Флота, капитан первого ранга Сергей Крошкин и капитан-лейтенант, командир БЧ-7 Юрий Губанов прибыли в Саров 6 сентября. Основная цель трехдневного визита – обсуждение с руководством города и градообразующего предприятия возможности установления дружеских шефских связей между Саровом и личным составом одноименной подводной лодки. "Пока "Саров" еще находится на стапелях Северодвинского завода, но главнокомандующий ВМФ поставил задачу завершить работы до конца года", – пояснил ситуацию Сергей Крошкин, вручая главе администрации Валерию Димитрову макет подводного корабля". Дата торжественного спуска на воду еще не определена, подчеркивалось в сообщении администрации Сарова. Но команда – 52 офицера и мичмана – уже сформирована. "Думаю, что правильно будет к моменту торжеств, связанных с выходом новой лодки со стапелей, подготовить трехсторонний договор о шефстве Сарова и РФЯЦ-ВНИИЭФ над лодкой "Саров", – подытожил мэр Сарова Валерий Димитров. – Нам выпала большая честь, ведь это первый случай, когда именем города, в котором проживает менее 100 тысяч человек, названа подводная лодка новейшего образца".<o:p></o:p>
<span style="font-weight: bold;">Затем сообщение исчезло </span>с сайта городской администрации. По сведениям dp.ru, произошло это по требованию органов госбезопасности.<o:p></o:p>
<span style="font-weight: bold;">"Мы не можем комментировать</span> появившуюся в интернете информацию о лодке "Саров", – заявляла dp.ru представитель северодвинского "Севмаша" Елена Куликова. Она подчеркнула, что в открытом доступе есть сведения обо всех корпусах атомных субмарин, которые строятся на "Севмаше". Все остальное – секрет. Представители северодвинского завода "Звездочка", где теоретически тоже могли строить субмарину нового проекта, также категорически отказались от комментариев. В пресс-службе ВМФ России тоже ничего "не знали" о субмарине "Саров".<o:p></o:p>
<span style="font-weight: bold;">В сообщении администрации Сарова</span> приводились даже технические характеристики "торпедной подводной лодки проекта 20120". Опрошенные dp.ru эксперты сошлись вомнении, что речь идет о дизельной субмарине, которая соответствует классу "Варшавянка" проекта 877 (экспортная модификация – проект 636, названный по классификации НАТО "Kilo"). Однако ни о каком "проекте 20120" эксперты не слышали.<o:p></o:p>
<span style="font-weight: bold;">"Возможно, в России возобновили </span>эксперимент по установке небольших атомных реакторов на дизельные субмарины, – сказал dp.ru один из экспертов. - Он проводился в СССР более 30 лет назад. Такие реакторы позволяют резко увеличить время нахождения дизельной подлодки в подводном положении без всплытия. Примерно до 20-30 суток. Но испытания свернули с развалом Союза".<o:p></o:p>
<span style="font-weight: bold;">"Этот эксперимент</span> под кодовым названием "Ромашка" проводился в 80-е годы на заводе в Нижнем Новгороде, - пояснил dp.ru бывший командир АПЛ, контр-адмирал в отставке Георгий Костев. – Эффективность применения мини-реакторов спорна. Насколько реально возобновить испытания в наше время, я не знаю. Это требует координации усилий десятков военных и гражданских структур. Тем более что атомные реакторы не изготавливаются в Северодвинске. Вообще же, история довольно странная. Я не вижу ничего плохого в шефстве городов над нашими подводными лодками. Если корабль спущен на воду, принят в состав ВМФ, то город должен гордиться тем, что дал свое имя субмарине. Однако в данном случае могла произойти утечка информации по безалаберности: гражданские пресс-службы не всегда понимают, что можно печатать, а что нет".