Первой серийной легковушке – 75 лет

Первые серийные советские легковые автомобили ГАЗ-А, созданные по лицензии фирмы "Форд", сошли с конвейера Горьковского автозавода 6 декабря 1932 года - через 11 месяцев после пуска автозавода в Нижнем Новгороде.<br>

<span style="font-weight: bold;">Всего с 1932 по 1936 год</span> завод выпустил более 40 тыс автомобилей ГАЗ-А. Один из экземпляров до сих пор бережно хранится в Музее истории "ГАЗ". Машину выпускали с открытым пятиместным четырехдверным кузовом типа "фаэтон". На случай непогоды можно было поднять брезентовый тент и пристегнуть над дверьми брезентовые боковины.
<span style="font-weight: bold;">Автомобиль оснащался</span> 4-цилиндровым двигателем мощностью <st1:metricconverter productid="40 л" w:st="on">40 л</st1:metricconverter>. с., позволяющим развивать достаточно высокую по тем временам скорость – <st1:metricconverter productid="90 км/ч" w:st="on">90 км/ч</st1:metricconverter>; трехступенчатой коробкой передач, подачей топлива к карбюратору самотеком.
<span style="font-weight: bold;">Передняя и задняя оси</span> шасси легковушки соединялись с легкой штампованной рамой лонжеронного типа двумя поперечными рессорами. Никелированный радиатор был украшен первой эмблемой автомобильного завода – черный овал с буквами "ГАЗ".
<span style="font-weight: bold;">ГАЗ-А имел ленточный ручной тормоз</span> задних колес; очень малую степень сжатия, благодаря чему в жаркую погоду, когда условия испарения жидкости благоприятны, двигатель мог работать на керосине; в нем отсутствовали устройства для регулировки клапанов. У спидометра не было привычной стрелки – в окошечке прибора передвигались нанесенные на барабан цифры, указывая скорость.
<span style="font-weight: bold;">Трехслойное ветровое стекло </span>было выполнено из двух слоев стекла с проложенной прозрачной эластичной пленкой. При ударе триплекс покрывался густым слоем трещин, но не рассыпался на отдельные кристаллики, как изобретенное позже закаленное стекло.
<span style="font-weight: bold;">Для удобства водителя</span> на ветровом стекле находились вакуумный стеклоочиститель, зеркало заднего вида. ГАЗ-А стал первым отечественным автомобилем с гидравлическими амортизаторами в подвеске колес – по четыре на машину. Колеса с проволочными спицами, расположенными в три ряда, обладали большой жесткостью в продольной и поперечной плоскостях, что придавало большую прочность конструкции колес.
<span style="font-weight: bold;">Несколько автомобилей этой марки</span>, оснащенные шинами "сверхбаллон", приняли участие в легендарном Каракумском испытательном пробеге 1933 года, где успешно доказали высокую проходимость, свою выносливость и надежность. Они прошли без существенных поломок более 9,5 тыс км, из которых 6 тыс км составляли проселочные и грунтовые дороги и 1 тыс км – сыпучие пески.
<span style="font-weight: bold;">На базе ГАЗ-А также выпускался </span>ГАЗ-4 - "пикап" с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 0,5 тонны груза, монтировались медицинские кузова и кузова броневиков Д-6 и Д-12, которые шли на вооружение частей Красной Армии. В 1934 году была изготовлена партия в несколько сотен машин ГАЗ-ТК – трехосных автомобилей повышенной проходимости и опытная партия ГАЗ-6, оборудованных закрытыми кузовами типа "седан", используемых и в качестве "такси".