Сколько стоит подпись Сталина

Россвязьохранкультура в лице ее председателя Анатолия Ивановича Вилкова совершила свое очередное деяние в присущей ей сфере охраны культуры – направила в адрес английского аукционного дома Sotheby`s письмо с требованием снять с предстоящего аукциона несколько документов государственной важности советского периода – приказов о формировании крупных воинских частей, причем на одном из документов стоит подпись Верховного.

<b>Свои действия г-н Вилков</b> мотивировал следующим образом – надо детальным образом разобраться, не были ли похищены эти бумаги из российских государственных архивов. В принципе, логика железная: такие документы априори не могут находиться в частных руках, а в 90–е года в России из госархивов можно было вынести все что угодно – только плати. Представитель Sotheby`s, заботясь прежде всего о собственной репутации (им не нужны вещи, которые даже теоретически могут быть крадеными), а вовсе не повинуясь суровой депеше Россвязьохранкультуры, упомянутые документы с продажи сняли. Как раньше сняли с торгов редчайшие советские ордена – Ушакова, Нахимова, Суворова, цены, на которые в случае их продажи, вполне могли бы зашкалить за миллион долларов.
<b>Но бдительный г-н Вилков</b> вовремя заглянул в каталог предстоящих торгов и тогда тоже направил в аукционный дом подобную же директиву. Что характерно, и тогда он тоже был абсолютно в своем праве, хотя англичане и заявили, что ордена принес им на продажу человек надежный, они с ним работают давно, и краденым он не промышляет. Но дело то в том, что даже прямые потомки награжденного советским орденом не имеют абсолютно никакого права им владеть – по статуту после смерти кавалера <i>все </i>его награды сдаются в государственное хранилище, но правило это соблюдалось в СССР отнюдь не строго и далеко не во всех случаях, так что на европейских интернет и обычных очных аукционах непрерывно продается огромное количество советских орденов и документов. И как бы не старался на публику г-н Вилков, отправляя одно за другим письма в Лондон и широко оповещая об этом СМИ, процесса этого ему не остановить.
<b>Так же широкую огласку</b> получило другое начинание Россвязьохранкультуры – выпуск аккурат перед стартовавшим три недели назад очередным российским Антикварным Салоном так называемого "каталога подделок русской живописи", включавшем в себя, в том числе, и картины с экспертизами специалистов из крупнейших российских музеев, например, Третьяковской галереи. То, что нынешние музейные эксперты зачастую коррумпированны антикварами – вещь давно известная, и серьезный коллекционер никогда не будет полагаться на одну или несколько бумажек, прилагающихся к картине за несколько сот тысяч долларов. Но чтобы взять на себя риск и официально объявить, что то или иное полотно – "фальшак", нужно иметь определенную смелость. Ну, потому что это просто может быть не безопасно. В антикварных-то кулуарах все давно все знают, но вот книжку выпустить…
<b>Собственно говоря,</b> российский антикварный и художественный рынок в настоящий момент никем не регулируется, на нем практически нет общепризнанных экспертов, а подделки (например, на коллекционный советский фарфор 20-30-х годов) достигли такого уровня, что даже специалисты с многолетним стажем не могут дать стопроцентной гарантии подлинности. А ведь утверждения о том, что та или иная вещь – фальшивая не менее ответственно, чем заключение об ее аутентичности. Но, видимо, Россвязьохранкультуре и г-ну Вилкову очень хочется взять на себя функции регулятора и верховного арбитра на антикварном рынке, причем сделать это как можно быстрее и бесцеремоннее, расталкивая локтями тех, кто может составить конкуренцию. Но это вряд ли получится, потому что арт-рынок - это не физика с математикой, здесь нет и не может быть строгих законов.
<b>К примеру, уже многие десятилетия </b>ходят упорные слухи, что висящая в Лувре "Мона Лиза" Леонардо Давинчи – искусная подделка. Многие серьезные коллекционеры в России уже, что называется, уловили тенденцию и отвернулись от позолоченных канделябров и бесчисленных марин старика Айвазяна в сторону приобретения картин живых и здравствующих художников, которыми, слава Богу, Россия не была бедна ни в один из периодов своей истории. И, как следствие, цены взметнулись и на современное искусство.
<b>Что же касается доподлинности</b> приобретаемого предмета и его происхождения, то серьезный собиратель всегда знает, где и что покупать. Лет шесть назад на малоизвестном камерном аукционе "Литературной газеты" было приобретено за скромные стартовые $2000 письмо Сталина дочери Светлане, начинавшееся словами: "Здравствуй, мой воробушек, пишет тебе твой секретаришко-бедняг…" Письмо было выставлено на продажу потомками лечащего врача Светланы Аллилуевой, которому она его в свое время подарила. Так что покупка на аукционе лота от законных владельцев была абсолютно законной. И крайне выгодной, добавим мы здесь, потому что сегодня это письмо смело можно оценить раз эдак в сто подороже. Раз уж даже в Sotheby`s заинтересовались советскими бумагами – там не дураки работают и тенденцию секут зорко. Так что не спешите выбрасывать почетные грамоты вашего дедушки – однако денег стоит.