Сергей Федоров: я начал бизнес за рулем собственных "Жигулей"

Председатель реформированного на днях Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Сергей Федоров рассказал dp.ru, каких результатов добился совет за 3 года работы и что еще предстоит сделать.

<b>DP.RU: </b>Общественный совет по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга существует уже 3 года. Что удалось сделать за это время?
<b>С. Ф.:</b> Глобально – изменить отношение прессы, общества, государства к малому бизнесу. Важно, что малый бизнес сегодня говорит о том, что его место значительно выше, чем то, которое он сейчас занимает. Я думаю, это главный итог, который мы могли бы сегодня констатировать. Это первое.
Второе – более прагматичное и то, что можно пощупать руками. В городе впервые создалась инфраструктура. То есть в каждом районе города при каждом главе администрации создан Общественный совет по малому предпринимательству, основной задачей которого является лоббирование интересов малого бизнеса в районах. Работают они, как и положено молодым структурам, по-разному. В некоторых советах мы уже поменяли руководителей, которые с нашей точки зрения не до конца выполняли те функции, кот мы бы мы хотели видеть. Но в каждом районе города, в центре административных барьеров, а я считаю, что администрация района – это административный барьер, который мешает развитию малого бизнеса, – создана такая структура, в которую можно прийти, постучаться и сказать: помогите чем можете. То есть это уже достаточно большое дело, которое мы сделали для Петербурга.
Мы трижды меняли законы Петербурга в интересах малого бизнеса. Мы трижды понижали вместе с правительством единый налог на вмененный доход. Это миллиарды, изъятые из бюджета. Первый раз это было 389 млн, второй раз 189 млн и сейчас мы изъяли более 1,5 млрд рублей. Тем самым мы обеспечили беспрецедентный рост количества малых предприятий, выплачивающих ЕНВД на территории Петербурга. Их количество увеличилось более чем вдвое. Парадоксально, что, изымая из бюджета миллиарды, мы на самом деле добавили миллиарды в бюджет. Потому что мы расширили налогооблагаемую базу и деньги, поступившие в бюджет, вдвое превысили то, что мы изъяли. Это еще раз подтвердило тот факт, что уменьшение налоговой нагрузки на малый бизнес до определенной степени влияет на расширение налогооблагаемой базы, на вывод налогов из тени и на пополнение бюджета субъекта федерации.
<b>DP.RU: </b>Чем может помочь районный совет предпринимателю?
<b>С. Ф.: </b>Вот вы пришли в районную администрацию, вас никто там не ждет. Вы хотите получить разрешение или лицензию на какой-то вид деятельности. Там три десятка помещений. Куда идти? Вы можете прийти в общественный совет и, во-первых, ознакомиться с общегородскими программами поддержки малого бизнеса. По программе "Старт" человек сегодня за государственный счет может пройти курс обучения 72 часа. Пройти тест у психолога. Но даже если психолог тебе отказал, ты все равно можешь прийти заниматься, тебя обучат. Тебе разработают типовой проект устава, зарегистрируют в установленном законом порядке, а если ты захочешь заниматься инновационной деятельностью, то еще и разместят в бизнес-инкубаторе.
Человек может прийти в районный совет и сказать, что он не может заключить, допустим, договор с КУГИ. Там сидит специалист, который должен оказать ему помощь. Юридическую – как заключить этот договор и административную, потому что нам сегодня катастрофически не хватает административного ресурса.
Общественный совет заключил прямые договоры с Госпожнадзором, с Роспотребнадзором, и стало полегче. И мы поручили советам на местах заключить такие же договоры со своими районными организациями. То же самое мы рекомендуем сделать с нашими налоговыми инспекциями, но это пока не получается. Налоговая инспекция – федеральная организация, у них свое видение проблемы. К сожалению, налоговая инспекция очень часто перегибает палку. У нас есть районы, где малые бизнес любит регистрироваться, например Выборгский, Центральный, Петроградский, Фрунзенский. А есть районы депрессивные.
<b>DP.RU: </b>Насколько эффективно, на ваш взгляд, расходуются средства, выделяемые из городского бюджета на развитие малого бизнеса?
<b>С. Ф.: </b>Сегодня любой с улицы может зайти в госзаказ, посмотреть, чем занимается малый бизнес, потом, извините, поковыряться в носу, выставить "Ромашку", которую он вчера зарегистрировал, на конкурс, написать цену менее 50% и попробовать поуправлять малым бизнесом. Вот это произошло в этом году.
Представьте – к нам обращается предприниматель. Просит сделать экспертное заключение того или иного документа. Компания "Выбор-консалтинг", которая с дисконтом более 50% выиграла экспертное обеспечение Общественного совета, располагается на Невском проспекте, 58. Я пришел туда с просьбой сделать экспертное заключение жалобы предпринимателя. Компания "Выбор" производит эту оценку и отправляет ее результаты ценной бандеролью на главпочтамт на имя председателя Общественного совета.
Система, которая у нас создана, позволяет так действовать, потому что это действительно не противоречит техническому заданию, написанному Комитетом экономического развития.
То же самое происходит с юридическим обеспечением предпринимателей в этом году. Предприниматель задает вопрос нам на "горячую линию". Там сидит обычный человек с высшим образованием, но он не может все знать. Он записывает обращение и пишет письмо на Невский проспект, 58, потому что та же компания выиграла и юридическое обеспечение. И она в течение месяца шлет ответ. В это время предприниматель на том конце горячей линии либо загнулся, либо говорит: "А не пошли бы вы со своей "горячей линией".
У нас есть четыре программы "Старт", и половину из них выиграла компания "Выбор" с дисконтом 50%. Если я вам дам задачу построить дом, а бюджет выделю 50%. Что вы мне построите? Почему же считается, что помогать малому бизнесу можно вот так?
Мы обращали на это внимание Комитета по экономике. Но они сделать ничего не могут – у нас все должно идти через конкурсы. С нашей точки зрения, все что касается инфраструктуры и фундаментальных вопросов, скажем обучение по программе "Старт", юридическое обеспечение, информационное обеспечение, должно содержаться государством на постоянной основе.
Более того, общественные приемные с декабря по март вообще поддерживались на частные деньги. Потому что старые конкурсы закончились, а новые еще не прошли. Мы попросили просто членов Общественного совета помочь, и кто сколько дал.
<b>DP.RU: </b>В Петербурге принята концепция развития малого предпринимательства. Некоторые представители бизнес-сообщества критикуют ее за то, что в ней не нашлось места малому бизнесу в торговле. На ваш взгляд, нужно ли развивать такой бизнес Петербурге?
<b>С. Ф.: </b>Вообще к этой концепции нами было высказано порядка 80 замечаний. Мелкая розница – крайне важный сектор малого бизнеса в Петербурге. Розница и сфера услуг занимает 51,4% малого бизнеса города, и поэтому отмахнуться от этого неправильно. Почему мелкая розница занимает такой большой объем в малом бизнесе? Потому что этот бизнес легче всего начать. Я начал свой бизнес за рулем собственных "Жигулей". А потом торговал с лотка. Основная идеология общественного совета – мы защищаем любой бизнес Петербурга.
Что у нас произошло в мелкой рознице? Абсолютно обоснованно 3 года назад была принята концепция поддержки сетевых структур, потому что их не было в городе. Приходили крупные ретейловые сети, обеспечивали рабочие места, качественную продукцию и т. д. Но если мы сегодня не обеспечим поддержку мелкой розницы, то крупный бизнес, используя свои ресурсы, пожрет всю мелкую розницу. А если мелкой розницы то у нас нет, то мы сразу приговариваем к смерти мелкого товаропроизводителя. Это касается и фермерских хозяйств. Кроме этого, есть производственный сектор, который обеспечивает мелкосерийное производство для таких предприятий, в том числе и в сельском хозяйстве.
Малые производители не могут попасть на полки сетевых структур. Где-то по объективным, а где-то просто по субъективным обстоятельствам. И все это заканчивается тем, что стоимость морковки на территории Петербурга будут определять три-четыре парня в районе Багамских островов.
Мне кажется, что мы должны поддержать мелкую розницу по нескольким направлениям. Первое – определить концепцию развития потребительского рынка Петербурга. Убрать оттуда приоритет развития сетевых структур. Второе – поддержать губернаторский план создания магазинов шаговой доступности.
Мы хотели создать 700–800 магазинов пешеходной доступности. Почему пробуксовывает эта программа? Потому что обычный предприниматель не в состоянии преодолеть административные барьеры. Ему не хватает ни административных, ни временных ресурсов, ни экономических рычагов. И сейчас у нас созданы четыре-пять таких магазинов. Наша задача – создать в этом году хотя бы 50.
Есть чиновники, которые до сих пор считают все площадями и гектарами. Сколько у тебя должно быть торговых площадей в районе? Столько-то тысяч квадратных метров. "Ленту" пусти к себе и будет у тебя площади. Другое дело – сотни мелких магазинчиков. С каждым надо разбираться. Наш бизнес всегда вызывает у чиновника ненужные эмоциональные нагрузки. Нужно создавать условия, когда чиновники и главы районов будут заинтересованы в развитии малого бизнеса.