16:2111 октября 200716:21
8просмотров
16:2111 октября 2007
Около 10 % объема купленных и арендованных офисных площадей в Москве приходятся на долю мелких арендаторов
Несмотря на то, что основная часть купленных и арендованных офисных площадей в Москве приходится на долю крупных арендаторов, на столичном рынке существует стабильный спрос на качественные офисные помещения небольшого размера со стороны определенного типа арендаторов.
На фоне высокого экономического роста увеличивается число иностранных компаний, стремящихся выйти на российский рынок. На первоначальном этапе развития своего бизнеса в России они не нуждаются в значительных площадях и арендуют относительно небольшие офисы. В ближайшие три-пять лет у подобных компаний может возникнуть потребность в расширении занимаемой площади, однако известны случаи, когда крупные международные компании в течение длительного времени ограничивали свое присутствие в России рамками представительств.
Небольшие офисные помещения для представительств снимают и крупные отечественные компании, базирующиеся в российских регионах и осваивающие московский рынок. Другая категория арендаторов небольших площадей представлена организациями, которые арендуют большие офисы для своих штаб-квартир, но нуждаются также в небольших площадях для тех или иных целей (учебные центры, дополнительные офисы и т.д.).
В последнее время отчетливо сформировался еще один фактор, стимулирующий спрос на небольшие офисные помещения. Треть занятого населения Москвы (около двух миллионов человек) сосредоточена в малом бизнесе. По итогам 2005 г. официально задекларированная прибыль последних возросла на 42%. Приведенные цифры иллюстрируют потенциал роста спроса со стороны мелких компаний, которые проявляют все больший интерес к качественным офисным площадям.
В настоящее время основная часть компаний малого бизнеса располагается в зданиях класса C, например, в бывших советских научно-исследовательских институтах. Кроме того, такие компании вынуждены занимать первые этажи жилых зданий. Однако благодаря развитию своего бизнеса многие малые предприятия уже могут позволить себе аренду в современных офисных помещениях. Тем не менее, в связи с ограниченным предложением малый бизнес испытывает трудности с улучшением условий аренды офисных помещений.
Небольшие арендаторы, в поиске качественных офисов, как правило, предпочитают помещения классов B+ и B-. В период с марта 2006 г. по февраль 2007 г. включительно доля арендованных помещений площадью менее 250 кв. м составляла: для зданий класса A - 1%; класса B+ - 11%; класса B- - 18%. В целом, на долю мелких арендаторов приходилось около 10% совокупного объема арендованных качественных офисных площадей.
Все вышеперечисленные категории арендаторов по-прежнему недооцениваются большинством девелоперов, которые главным образом заинтересованы в компаниях, нуждающихся не менее, чем в 1 тыс. кв. м офисных площадей. Наибольший дефицит наблюдается в сегменте зданий класса A, что позволяет арендодателям повышать ставки аренды. Сложившаяся практика сдачи в аренду помещений «под чистовую отделку» создает дополнительные проблемы для мелких арендаторов. Однако, несмотря на все эти факторы, существуют очереди на аренду небольших офисных помещений, особенно располагающихся в центре города.
Устойчивый спрос на небольшие площади и их ограниченное предложение на первичном рынке офисной недвижимости стимулируют развитие в Москве бизнеса субаренды. Для некоторых компаний субаренда является основным видом деятельности. Спрос со стороны мелких предприятий способствует росту компаний, которые арендуют крупные офисные помещения и затем сдают их в субаренду, разбив на небольшие площади. В частности, в 1998 г. совокупный объем арендуемых компанией Regus площадей составлял 2 214 кв. м, а к сентябрю 2006 г. этот показатель достиг 13 500 кв. м.
Владимир Пантюшин, глава отдела экономических и стратегических исследований, Jones Lang LaSalle, Россия и СНГ: «Ориентация на потребности малых арендаторов позволит девелоперам выгодно воспользоваться сложившейся ситуацией, диверсифицировав бизнес и увеличив прибыль. При реализации проектов девелоперам стоит предусматривать возможность частичного выделения площадей (например, в пределах нескольких этажей офисного здания) для нужд мелких арендаторов». Наглядным подтверждением этому может служить успешное развитие бизнеса субаренды. По мере развития малых предприятий их потребности в качественных офисных площадях будут возрастать. Кроме того, на российский рынок будут выходить все новые иностранные компании, нуждающиеся в открытии представительств.
О Jones Lang LaSalle
Jones Lang LaSalle, единственная компания в сфере недвижимости, вошедшая в список «100 Лучших компаний, где стоит работать» и в список «400 Лучших крупных компаний» журнала Forbes, имеет свыше 150 представительств, работающих на рынках более чем 450 городов в 50 странах.<br>Оборот компании в 2006 году составил около 2 миллиарда долларов. Jones Lang LaSalle предоставляет комплексные услуги в области недвижимости и управления капиталом на местном, региональном и глобальном уровнях собственникам, арендаторам и инвесторам. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью – портфель компании составляет более 92,9 миллионов кв.м по всему миру. В 2006 году общий объем сделок по приобретению, продаже и привлечению финансирования, заключенных Jones Lang LaSalle, составил 70,9 миллиардов долларов.<br>LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью около 40,6 миллиарда долларов.
В России и странах СНГ Jones Lang LaSalle представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Алматы. В 2004, 2006 и 2007 компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards (Россия).
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте <a href="http://www.joneslanglasalle.ru/">www.joneslanglasalle.ru</a>