На город опустилась шумовая завеса

Лишние децибелы расписали по районам

Светлана Заидова живет в доме на углу Кубинской и Краснопутиловской улиц. От грохота проезжающих мимо фур ее не спасают даже стеклопакеты. "После того как Кубинскую расширили и вырубили деревья, защищавшие от шума железной дороги, жить стало невмоготу, - сетует Светлана. - Гул от дороги и поездов не смолкает ни на минуту. В квартире душно. Форточку не открыть даже ночью, поскольку в это время движение фур еще интенсивнее. Все жители на нервах: заехала во двор машина, не выключил хозяин мотор - могут и с кулаками на него наброситься".
Более чем две трети петербуржцев живет в районах, где шум превышает норму. Таковы данные, полученные при составлении электронной карты шума Петербурга. Работу по заказу Комитета по градостроительству и архитектуре выполнили специалисты БГТУ "Военмех". В Евросоюзе карты шума обязывают иметь все города с населением более 100 тыс. человек. Для России такая карта - первый опыт. "Карта позволит разработать комплекс мероприятий по снижению уровня шумового воздействия", - объясняет заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виталий Зенцов.
Шумовой синдром
Головные боли, вегетососудистая дистония, расстройство пищеварения, нарушения сна, повышенная утомляемость - вот далеко не полный перечень последствий воздействия шума на организм человека. По некоторым данным, постоянная акустическая атака и вызванный ею шумовой синдром сокращают жизнь жителей мегаполисов на 8-12 лет. В России допустимый по санитарным нормам уровень шума в дневное время составляет 55 дБА (чуть громче ливня, но тише, чем спокойный разговор), в ночное - 45 дБА. В эти пределы укладывается только 34,3% территории Петербурга.
По словам заведующего кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности БГТУ "Военмех" Николая Иванова, наиболее значимый источник шума в городской застройке - авиационный транспорт. Он оказывает негативное влияние на 32,3% территории. Громче всех "звенит" Пулково. Карта шума показала, что, например, в Ульянке требуется провести шумозащиту поликлиник, для которых санитарные правила устанавливают более жесткие нормы, чем для жилой застройки. Но кроме Пулково вокруг Петербурга расположено еще несколько аэродромов. За "вредоносной" авиацией следует автомобильный транспорт (под его влиянием 21,7% территории), промышленные источники (14%), железная дорога (6,7%), электротранспорт (0,4%).
Самые тихие районы - Пушкинский, Курортный, Петродворцовый. Сносная ситуация в Выборгском и Приморском. А вот в Адмиралтейском, Центральном, Фрунзенском, Петроградском и Кировском районах под влиянием повышенного шума находится от 80 до 100% территории.
Гладко было на бумаге
Для защиты от шума человечество придумало массу способов. Начиная от специальных дорожных по-крытий, снижающих шум автотранспорта, и заканчивая использованием нанотехнологий для уменьшения звукового излучения материалов. В городах основные способы защиты от шума - специальное остек-ление фасадов домов и акустические экраны вдоль дорог с интенсивным движением. В Петербурге уже установлено более 20 км акустических экранов на крупных развязках и вдоль КАД. Но эффективность их вызывает вопросы.
"В некоторых местах стоят экраны с меньшим звукопоглощением, чем предусматривалось проектом, - говорит Николай Иванов. - Где-то, как на Ржевке, они вообще исчезли. К сожалению, реалии строительства у нас далеки от проектных решений". "По нашей оценке, эффективность акустического экрана на развязке в Автово в 2 раза ниже, чем предусматривалось, - приводит другой пример начальник отдела контроля за состоянием среды обитания Управления Роспотребнадзора по СПб Николай Боровков. - Он неправильно смонтирован и не соответствует проекту, который был у нас на экспертизе. Почему так произошло - вопрос к строителям и подрядчику".
Правила игры
"Надо создать понятные для всех правила игры, - размышляет Николай Иванов. - Необходима акустическая инспекция, которая бы следила за всеми этапами работ - от проектирования до мониторинга действующих объектов. Во всех крупных западных городах есть должность главного акустика. Необходим он и Петербургу".
Однако Николай Боровков сомневается, что появление карты шума принесет городу ощутимую пользу. Ситуация быстро меняется, и через 3 года карта безнадежно устареет. "Проблема защиты от шума решается сегодня только в рамках локальных проектов, - продолжает он. - Городу же необходима комплексная целевая программа борьбы с шумом, рассчитанная на несколько лет вперед".
Когда шумно, человеку есть что терять: многие ученые считают, что акустическая атака и вызванный ею шумовой синдром сокращают жизнь жителей мегаполисов на 8-12 лет.
70% поступающих от жителей жалоб на шум приходится на жалобы по поводу работы кафе, ресторанов и других предприятий, расположенных на первых этажах жилых зданий.
По данным Всемирной организации здравоохранения, самые шумные города планеты - Токио, Нагасаки и Нью-Йорк, где давно пройден порог в 80 дБА.
Самый тихий в Европе мегаполис - Лондон, где средний уровень шума составляет 56 дБА. На втором "тихом" месте Париж - 61 дБА.
Петербург со средним уровнем шума 66,4 дБА находится на почетном восьмом месте в списке самых тихих мегаполисов планеты.
Источник: Территориальное управление Роспотребнадзора по СПб
Повышение уровня шума
на 5 дБА вызывает субъективное ощущение увеличения громкости
в 1,5 раза уровни шума
Звук дыхания 10 дБА
Шорох листьев 20 дБА
Ливень 50 дБА
Разговор 60 дБА
Футбольный матч 85 дБА
Удар грома 120 дБА
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.