19:3828 августа 200719:38
7просмотров
19:3828 августа 2007
Канула в лету еще одна микро-эпоха – эра «царствования» в Самарской области Константина Титова закончилась банальной отставкой, естественно «по собственному желанию». Вместе с ним, видимо, останется в истории один из самых знаменательных периодов новейшей истории региона. Но вот кому повезло жить в ней – губернатору иль губернии? Думается, что уж точно не последней…
<b>«Вам вот повезло с губернатором»</b>, - приходилось неоднократно слышать от провинциалов из соседних с Самарской областей, восхищенных якобы бурно развивающейся местной экономикой. Действительно, по сравнению с теми же Ульяновской иль, скажем, Саратовской, а и то хуже (Пензенской, например) областями, Самарская всегда выглядела респектабельнее что ли: и строят тут активнее и малый бизнес лучше развивается и предприятий возродившихся работает больше и новые производства запускают…
<b>Еще бы </b>– в СССР Куйбышевская область считалась одной из самых перспективных, что отражено в соответствующих отчетах предваряющих материалы подготовки Госплана к последней пятилетке. А когда Союз существовать перестал, и в границах РСФСР утвердилась Российская Федерация, одним из самых ее экономически развитых регионов по определению должна была стать Самарская область (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска). Однако объективные предпосылки были умело приписаны к заслугам Титова. Говорили так: мол, не мешает развиваться – это главное.
<b>Но вот помогал ли?</b> И так ли уж не мешал и в чем и кому? Конечно, мешал. И многим и по разным причинам. Но вот что симптоматично – местная бизнес-элита не смогла с ним справиться без помощи федеральной структуры и только в купе с кремлевским лобби добилась-таки отставки давно надоевшего своими амбициями и аппетитами политического долгожителя.
<b>Многим памятна майская история</b> двухгодичной давности, когда Титову предрекали непродление полномочий Путиным, и тогда губернатор разразился гневной пресс-конференцией, в ходе которой смело намекнул на заговор против себя олигархов в лице «Антанты» («Сокбургаз» - ГК СОК, «Волгабурмаш» и «Волгопромгаз», как расшифровали тогда в самарском «Белом доме»). Тогда у «олигархов» не получилось, зато случилось сейчас, надо полагать, не без вмешательства Рособоронэкспортовцев во главе с и.о. губернатора мило стесняющемся нового статуса Владимиром Артяковым.
<b>Но разговор не о том</b>. Речь идет о сомнениях, которые преследовали автора этих строк все долгие 16 лет руководства Титова – а так ли уж важна квалификация первого чиновника региона? Если да, то приходится признать заслуги губернатора Пермского края Юрия Трутнева. Его то ли в заслугу, то ли в наказание за без сомнений талантливую деятельность, выведшую не очень перспективный регион на одно из первых мест в стране по темпам экономического прироста, выдвинули (сослали) рулить федеральным министерством природных ресурсов. Весной 1997 г. Титову тоже предлагали стать вице-премьером ельцинского правительственного кабинета, но он отказался. Зря?
<b>Между тем</b>, многое из достижений последнего десятилетия в Самарской области случилось вовсе не благодаря (а иногда и вопреки) хотениям Титова. Еще большее и вовсе выглядит надуманно. Например, так режущий глаз строительный бум, поразивший Самарскую область – не что иное, как фикция: уровень жилищного строительства по сравнению с темпами 1991 г. снизился с 1,047 млн кв. м жилья, до 754 тыс. кв. м. в 2006-м.
<b>Хотя винить в этом только Титова</b> (много раз и во всеуслышание рапортовавшего об обратном) не стоит – процесс все-таки объективный, все равно что обвинять губернатора в демографическом кризисе. Хотя уровень рождаемости поднять в Поволжье он тоже брался и даже подключил к решению этой проблемы родственницу собственной жены…
<b>С другой стороны, </b>не будь у Титова такого политического чутья и нюха на смену конъюнктур, получила бы область деньги по такому количеству федеральных программам, столь не обязательных к исполнению еще пару президентских сроков тому назад?
<b>Да что вспоминать</b>! Дело уже прошлое - по причине отставки столь ожидаемой и все равно неожиданной. Все-таки что ни говори, а почти Брежнев! Только вот страна немного другая и территория поменьше. А, стало быть, и последствия не такие уж великие. Может быть к лучшему?..