Чиновники дали госотказ

<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/50933" target=_blank>Минэкономразвития РФ</a> (МЭРТ) подтвердило право федеральных и региональных чиновников размещать госзаказ без проведения конкурса методом единого источника. Это противоречит позиции антимонопольной службы и ограничивает возможности бизнеса.

<b>В письме за подписью</b> замминистра экономического развития и торговли <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/053737" target=_blank>Кирилла Андросова</a> говорится, что федеральные и местные власти имеют полное право размещать госзаказ методом единственного поставщика.
<b>В Петербурге </b>более 70% заказов размещают у единственного источника (см. схему). В <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/76575" target=_blank>КЭРППиТ</a> заверяют, что на их работе письмо МЭРТ никак не отразится: документ называют "обычным разъяснением технического характера".
<b>Между тем</b> петербургская система размещения госзаказа позиционируется администрацией города как одна из самых прозрачных в РФ. А в конце прошлой недели Смольный заявил, что больше не будет оплачивать из городского бюджета некачественно выполненные работы в области благоустройства.
<b>На фоне этих</b> заявлений ФАС напоминает: размещать заказ у единственного поставщика можно только в нескольких случаях, оговоренных в законе.
<b>"Например</b>, если на торги пришел только один претендент на госконтракт или не пришел никто, – подчеркнул начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/941208" target=_blank>Михаил Евраев</a>. – Бизнесмены, которые обращаются к нам с жалобами, говорят, что результаты тендеров зачастую известны заранее. По экспертным оценкам, в 2005 году более или менее честным был только 1% конкурсов. Ситуация с тех пор изменилась, но не кардинально".
<b>Совместно с ФАС</b> правительство РФ пытается добавить госзаказу прозрачности. Правила ведения федерального реестра недобросовестных поставщиков утверждены в мае этого года. На днях впервые в этот реестр попали четыре петербургские компании. Еще одна проблема размещения госзаказа – недоработанность закона о госзаказе, способствующая злоупотреблениям чиновников. Юристы говорят, что ряд положений документа допускает свободную трактовку.
<b>"Вопросы вызывает </b>порядок оценки заявок. По закону он должен устанавливаться отдельным постановлением правительства, однако этот документ до сих пор не принят, – говорит юрист компании "Гестион" Ольга Ерохина. – Основной критерий оценки заявок – цена, однако могут использоваться и другие, причем часть критериев остается на усмотрение заказчика. Мы сталкивались с ситуациями, когда эти дополнительные критерии конкурсная комиссия не оговаривала в документах. В то же время выигрывал участник, предложивший менее выгодные финансовые условия".
<i>Юлия Шмидт, Мария Тирская</i>