Цена коррупции

Приходящим во власть позарез нужны лозунги и декреты. "Мир народам!", "Хлеб голодным!", "Земля крестьянам!" – эти вневременные "универсалы" сегодня дополнились еще одним откровением: "Долой коррупцию!"

<b>Лозунг для России не новый.</b> В курилках неоднократно "перетертый". Только вот так громогласно озвучивается впервые. И сразу покрываешься холодной испариной: если сам не брал, то, может, давал?! У нас ведь тоталитаризм во всем: коллективно – в ссылки, в тюрьмы, на субботники, в роддома, на кладбища...
<b>Между тем комиссия </b>правительства по административной реформе во главе с вице-премьером Сергеем Нарышкиным, только что утвердившая "Примерную программу противодействия коррупции", решила на этот раз действовать точечно. Она определила "перечень коррупционногенных должностей". То есть уже известно, где берут. Не ясно только – кто. Именно здесь и сейчас "не ясно". Потому что там, где дают, сплошь "вакансии" или "всадники без головы", "герои в масках Зорро", "люди-невидимки"... Целая когорта неуловимых! В списках не значатся, никак себя не проявляют. Живут на свалках, перемещаются по автострадам ползком, не заходят в дорогие рестораны...
<b>Теперь за "неопознанными объектами" </b>установят надзор: введут служебные проверки, видеозапись в кабинетах чиновников "группы риска". Контрактом также может быть легализована прослушка телефонов без санкции суда (суды, надо полагать, теперь тоже начнут слушать на их "неофициальных заседаниях"). Новинкой станет требование полного раскрытия информации обо всех контактах чиновника по служебным вопросам. А как быть, если личное тесно переплетается с общественным (у нас же кругом семейственность!)? Как государственное отличить от корпоративного, совместного бизнеса с домочадцами?
<b>Очень жестоким выглядит </b>и объявление в трудовом контракте предельной суммы денег, которые чиновник имеет право иметь при себе, пребывая на рабочем месте. Эта р-р-революционная новация явно пролоббирована профессиональным сообществом финансистов: чиновники, коих у нас пруд пруди, сразу помчатся в банки (еще один массовый тоталитарный забег!) за электронными карточками, дабы обеспечить возможность держать на счете (сиречь – легально, в кармане) суммы, необходимые "жене на цветы и брильянты, детям на мороженое и "Мерседесы".
<b>Не позавидуешь даже тем </b>счастливчикам, которые попадут на должности, где введут "отдельный порядок оплаты труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения". Скажем, ты законно в кассе деньжатами разжился или тебя прямо на рабочем месте наградили, а органы (им же наверняка план спустят!) тут как тут: почему "заначка" в заднем кармане брюк больше допустимого размера?! К тому же величину коррупционных рисков, пропорционально коим планируется сумма "компенсаций", опять же определяет свой брат чиновник. И ему отлично известно, что рука руку моет: договорился с родственной душой – получай риск размером не S или M, а L или (что уж там крохоборничать!) сразу XXXL.
<b>Не просчитали авторы проекта </b>и коррупциогенность процесса, в ходе которого "всадники без головы" начнут определять состав антикоррупционных комиссий. Можно предположить, что стоимость нового "хлебного места" будет расти как на дрожжах. Очень уж много от этих комиссий зависит! На такую "коррупционногенную должность" попасть – мечта не только бедного поэта, но и удачливого сценариста блокбастеров.
<b>Получается, что меры по борьбе </b>с коррупцией ее же и порождают: против чего боролись, на то и напоролись.
<b>Вызывает удивление </b>и некая экстерриториальность, временная пролонганция антикоррупционных мер. Если они (меры) по-настоящему действенны, вводите их повсеместно, а не в отдельных регионах. А если они (меры) принесут вред, то почему за это должны расплачиваться случайные мэрии или априори порядочные чиновники, волей случая попавшие в "расстрельные" списки?! Кто в случае неудавшегося эксперимента компенсирует им моральный ущерб: авторы концепции или опять налогоплательщики?! Честнее все же начинать с себя и получать вознаграждение за труд уже по итогам своих чиновничьих опытов, на которые только в 2007 году запланировано выделить 227 млн руб. из федерального бюджета.
Владимир Барковский