Закон обяжет россиян "не выносить сор из избы"

Не все российские граждане верят в справедливость судов. По количеству обращений в Европейский суд в Страсбурге Россия занимает четвертое место в мире. По удовлетворенным в Страсбурге искам наших сограждан российскому правительству только в первом полугодии 2006 года пришлось выплатить пострадавшим более 12 млн рублей.

<b>Под предлогом разгрузить </b>Европейский суд от потока российских жалоб, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин не так давно предложил идею нового закона, ограничивающего поток российских исков в Страсбург.
<b>И вот сегодня представитель </b>Верховного суда заявил, что у председателя суда Вячеслава Лебедева есть проект закона, по которому граждане смогут в Верховном суде России судиться с собственным государством, не обращаясь за помощью в Страсбург. Многие юристы называют эту идею "не выдерживающей критики". Другие же считают, что "если партия прикажет", Верховный суд попытается сделать невозможное.
<b>"Дело в том</b>, что ни одним национальным законом мы не сможем запретить гражданам жаловаться в Страсбургский суд после того, как они исчерпали возможности решить свою проблему в России, – сказал dp.ru известный специалист по проблемам российской юриспруденции, публицист Константин Катанян. – На сегодняшний день многие люди делают это, даже не дожидаясь надзорных инстанций в том же Верховном суде. Появление нового закона ничего не изменит. Я так понимаю, что эта тема появилась после заявления председателя Конституционного суда, о том, что надо как-то сократить число заявлений, подаваемых в Страсбург. Если Верховный суд так оперативно на это отреагировал и пытается увеличить права граждан для обжалования судебных решений, то это хорошо. А если их цель – не допустить заявлений россиян в Страсбург, то, по-моему, это сделать на уровне национального законодательства просто нереально".
<b>Вероятность принятия нового </b>законопроекта, по мнению Константина Катаняна, тоже под вопросом. "Если этот законопроект согласован с Кремлем, то вероятность его принятия стопроцентная. А если это сугубо инициатива Верховного суда, то, думаю, этому закону предстоит долгое скитание по кабинетам Государственной думы".
<b>"Насколько я понимаю</b>, российские власти крайне негативно относятся к большому числу удовлетворенных исков против самой России, – прокомментировал dp.ru идею разработки нового закона известный адвокат Юрий Шмидт. – Многие из них связанны с Чечней, с похищением людей, в частности. Потому что если один иск был удовлетворен Европейским судом, то значит, остальные однотипные иски тоже будут удовлетворены. Разные высокопоставленные чиновники неоднократно выражали неудовольствие решениями Страсбургского суда".
<b>"Я считаю, что такого </b>рода проект должен быть в первую очередь согласован с Европейским судом, так как он считает национальным определением защиты первую ступень суда и кассацию. И если включать в эту схему надзорную инстанцию, которая будет в Верховном суде, то ломается вся европейская судебная практика. Более справедливым мне кажется принятие 14-го протокола, который наша Дума по каким-то причинам отказывается ратифицировать. И очень важно повысить персональную ответственность судей за быстрое и объективное рассмотрение жалоб наших граждан. Если судьи будут чувствовать ответственность – этого будет достаточно", – рассказал dp.ru Юрий Шмидт.
<b>По мнению господина </b>Шмидта, принять новый закон будет практически нереально. "Просто так это сделать не удастся, это должно быть соглашение с Европейским судом, а сам национальный закон ничего не решит. Нужен специальный договор об изменении судебного регламента и введении принципиально нового подхода. Думаю, что при существующей крайне низкой защите прав человека в России Европейский суд не пойдет на это".
<b>"Этот номер у них</b>, я думаю, не пройдет, – высказал свое мнение dp.ru адвокат Генри Резник. – Потому что существует такой критерий – окончательное решение, которое вступает в законную силу. А в законную силу наши приговоры и постановления судов вступают после кассационного рассмотрения. Могут ввести такой порядок по всей России, что ни одно решение не вступает в законную силу, пока не будет рассмотрено, в случае жалоб, конечно, Верховным судом. Но я себе представить такого не могу".
<b>По мнению Генри </b><b>Резника</b>, проблема в том, что "Исполнение решений тоже несовершенно, потому что львиная доля обращений в Европейский суд – это жалобы на неисполнение судебных решений, что никаким образом не может быть обращением в Верховный суд. Значит, надо совершенствовать правосудие на местах, чтобы у наших граждан не было оснований обращаться в Европейский суд с жалобами на нарушение норм Европейской конвенции. Я думаю, что без совершенствования работы районных судов, никакими манипуляциями с введением какой-то обязательной верхней инстанции, проблемы не сдвинутся с места", – рассказал dp.ru адвокат Генри Резник.
<b>Между тем доктор </b>юридических наук, бывшая судья Конституционного суда РФ Тамара Морщакова считает, что новый проект закона сможет помочь россиянам обойтись без Страсбурга.
<b>"Очень трудно говорить </b>об этом законе, поскольку сейчас есть только одна идея. Есть такая инициатива, разработка, как усилить внутренние правовые эффективные средства защиты в отношении тех прав, которые должны защищаться не только по российским законам, но и по Европейской конвенции. А что из этого получится, сейчас говорить очень трудно. Побудительный мотив заключается в том, чтобы российские граждане могли найти защиту на родине и не должны были бы ходить так долго и далеко, как приходится сейчас. Тогда количество жалоб от России в Страсбурге уменьшится, потому что свои проблемы мы решим сами. У многих есть опасения, что путь российских граждан в Страсбург тем самым будет удлинен. Но этому опасению можно противопоставить другой тезис – разве не лучше, если люди получат защиту раньше здесь, на родине", – сказала dp.ru Тамара Морщакова.
<b>Россияне жалуются на нарушение </b>конкретного права, а не на государство, считает Тамара Морщакова. "Если они жалуются органам государства внутри страны, эти органы тоже могут восстановить их нарушенное право. Здесь дело только в том, что такой компетенции – проверять нарушения предусмотренных конвенцией прав – сейчас у Верховного суда нет. Поэтому и пожаловаться на это нельзя. Хотя большинство нарушений прав, предусмотренных конвенцией, имеет место в тех случаях, когда нарушены одновременно и российские законы, и российская конституция. Юридически это очень сложный вопрос – разграничить две процедуры. Ясно одно, что пока такой специальной компетенции у Верховного суда нет, гражданин не идет через Верховный суд, обходится без этой инстанции до своего обращения в Страсбург. Идея закона состоит в том, чтобы он без этой инстанции не мог обойтись, чтобы обязательно должен был обратиться в Верховный суд".
<b>"Есть опыт Италии</b>, завалившей Европейский суд своими спорами, связанными с очень длительными сроками рассмотрения дел, – рассказала dp.ru Тамара Морщакова. – Потом они ввели специальную компетенцию в Верховном суде – по рассмотрению жалоб на длительность сроков судебного разбирательства и на неисполнение судебных решений. И очень серьезно снизили количество жалоб, подаваемых гражданами Италии в Страсбург. Российская инициатива создания нового закона может только приветствоваться".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.