Самолет заказывали?

Генеральный директор авиационной группы "Планета" Сергей Морозов считает, что деловая авиация в России переживает настоящий бум. Он рассказал dp.ru, кто у нас в стране пользуется бизнес-джетами и сколько это стоит.

<b>DP.RU: Сергей Владимирович, кто из россиян берет в аренду самолеты деловой авиации? Можно ли выделить основные группы пользователей?</b>
<b>Сергей Морозов:</b> Конечно. Есть три основные группы. Первая, безусловно, политики. Они все летают и все пользуются самолетами бизнес-авиации. Депутаты, сенаторы – все без исключения. Вторая группа – это, естественно, бизнесмены. И совсем недавно появилась третья группа – топ-менеджеры и управленцы. Они летают либо за счет компании, на что выделяется бюджет, либо за свой счет. У них на это есть деньги.
<b>DP.RU: Куда чаще летают – по России или за рубеж?</b>
<b>С. М.: </b>Чаще летают за рубеж. Соотношение примерно 70% на 30%. Хотя особых проблем при полетах по России, если работать через правильных операторов, сейчас нет. Мы живем в России, мы знаем систему, поэтому все вопросы решаются. Западным же авиакомпаниям деловой авиации здесь тяжело работать.
<b>DP.RU: Каков объем рынка деловой авиации в России? Он растет?</b>
<b>С. М.: </b>Он очень быстро растет. Наш офис находится во "Внуково". В среднем там 70–80 вылетов самолетов деловой авиации в день. Лондон и другие европейские города мы уже обогнали. "Внуково" задыхается. Нужен новый отдельный аэропорт деловой авиации. Его можно построить, например, в районе Новорижского шоссе. Ведь во "Внуково" есть еще одна проблема: литерные рейсы. Оттуда летает президент. И когда в Москве проводится какой-нибудь форум, наши клиенты, летящие через "Внуково", сидят в третьем терминале, грустят, но сделать-то ничего нельзя. Аэропорт закрыт на прием самолетов официальных делегаций. Поэтому у деловой авиации должен быть свой аэропорт в Москве.
<b>DP.RU: Есть ли какие-нибудь законодательные проблемы на рынке деловой авиации в России?</b>
<b>С. М.:</b> Все, законы, которые существуют на сегодняшний день в России, против развития деловой авиации в стране. Налоги на ввоз иностранных самолетов – 40%! К тому же, арестовать любой самолет с российской регистрацией в нашем аэропорту – это три секунды. По любой причине. Например, конкуренты говорят: "Нам не нравится этот парень, арестуйте его самолет в нашем порту". Приходит какой-нибудь пристав, смотрит и арестовывает самолет. Причину найдет. Владелец машины не успевает на встречу, теряет деньги. Это реалии нашей жизни.
<b>DP.RU: Что нужно сделать состоятельному человеку, чтобы заказать полет на бизнес-джете, скажем, из Москвы в Санкт-Петербург и обратно? Неужели просто позвонить в компанию вроде вашей?</b>
<b>С. М.:</b> Да, именно так.
<b>DP.RU: И как прсходит процесс подготовки рейса? То есть – что делают сотрудники вашей компании?</b>
<b>С. М.: </b>Поскольку самолетов с российской регистрацией практически нет, мы пишем письмо в специальный орган с просьбой на совершение однократного рейса по этому маршруту на самолете с иностранной регистрацией. Получаем его. Утверждаем план полета. Плюс еще есть много-много пунктов.
<b>DP.RU: Во сколько примерно обойдется рейс Москва – Санкт-Петербург и обратно?</b>
<b>С. М.:</b> Смотря на каком самолете. Можно лететь на Boeing, а можно на CessnaXL. Как правило, закладывают 3 часа. На CessnaXL это стоит 5 тыс. евро в час, Embraer – 6500 евро, BBJ (Boeing Business Jet)– $15 тыс. Но на BBJ рейс в Питер никто заказывать не будет.
<b>DP.RU: Сколько раз, скажем, в месяц надо человеку летать на бизнес-джете, чтобы выгоднее было купить собственный самолет, а не пользоваться услугами компаний, предоставляющих их в аренду?</b>
<b>С. М.: </b>В среднем 3–4 раза в месяц. Но сейчас уже есть много людей, которые покупают самолеты, даже если летают 1–2 раза в месяц. Все остальное время самолет сдается в аренду и окупается. Сейчас покупка самолета стала уже статусной вещью. "У тебя есть самолет?" "Нет". "А чего это у тебя нет самолета?" "Ну, нет у меня самолета!" "Жена есть?" "Есть" "Дом есть?" "Есть" "А почему самолета-то нет? Денег у тебя, что ли, нет?" Иногда после такого разговора человек задумывается и покупает самолет.
<b>DP.RU: Сколько примерно сейчас в России личных или корпоративных бизнес-джетов и кому они принадлежат?</b>
<b>С. М.:</b> Около 200 самолетов. Мы знаем, у кого из состоятельных людей какой самолет. Но я лично никогда никому об этом не скажу. Кроме того, теперь каждый год будут приходить 80–100 самолетов. Заказы уже сделаны на 4 года вперед. Наш российский флот бизнес-джетов, правда, под иностранной регистрацией, будет вскоре фантастическим, самым современным в мире.
<b>DP.RU: Есть ли какие-то трудности с ввозом в Россию самолетов деловой авиации?</b>
<b>С. М.: </b>Вообще, ввезти можно. Ну кто будет ввозить и регистрировать в России самолет за $25 млн, если ему нужно заплатить тут пошлину 40%? Есть еще вопрос. При российской регистрации для получения разрешения на полет, например, в Голландию, нужно 5 дней. При европейской – 3 часа и лети вперед.
<b>DP.RU: Поэтому и регистрируют за границей?</b>
<b>С. М.: </b>Да. Кроме того, там все отлажено, отработана жесткая система авиационной безопасности. В России можно еще что-то где-то приписать, закрыть глаза. Там же каждый пилот и техник дорожит своей лицензией.
<b>DP.RU: Какие модели самолетов самые популярные в нашей стране и сколько они стоят?</b>
<b>С. М.: </b>В принципе, в России есть все модели. Но большая часть флота это большие и дальнемагистральные самолеты, которые летят на 6-12 тыс. км.
<b>DP.RU: Можно ли сказать, что деловая авиация переживает в России сейчас бум? </b>
<b>С. М.:</b> Не то слово. Настоящий бум. Соединенные Штаты мы, конечно, не догоним. Там летают все вдоль и поперек страны. Европу, если опустить тот факт, что большинство наших самолетов зарегистрированы там, тоже не догоним. Но если принять этот факт во внимание и считать эти самолеты российскими, то Европу мы догоним по количеству бортов уже в течение 2–3 лет.
<b>DP.RU: Как у нас регулируются вылеты деловой авиации? </b>
<b>С. М.:</b> Как во всем мире. Утверждаешь маршрут, заполняешь необходимые документы и летишь. Только у нас надо еще получить разрешение властей. На Западе же система уведомительная, а не разрешительная.
<b>DP.RU: Сколько зарабатывают пилоты бизнес-авиации?</b>
<b>С. М.: </b>Средняя зарплата командира – 8 тыс. евро в месяц. Это пилоты из Европы. Наши летчики тоже потихоньку приходят в бизнес-авиацию. У них зарплата 5–6 тыс. евро в месяц. Но наших пока мало. Все дело в дороговизне западных лицензий.
<b>DP.RU: Что гарантирует страховка пассажиров, пользующихся услугами деловой авиации? Каковы стандарты?</b>
<b>С. М.: </b>На самом деле люди, которые летают бизнес-джетами, уже давно застраховали свою жизнь. Они имеют личные страховки. Помимо этого, естественно, в стоимость полета включен страховой сбор. Жизнь пассажира страхуется минимум на $1 млн. Если клиент хочет страховку на большую сумму, ему не откажут. Просто полет станет чуть дороже.
<b>DP.RU: Если закрывают аэропорт, например, из-за плохой погоды, то куда сажают борты деловой авиации?</b>
<b>С. М.: </b>Тут все как обычно в гражданской авиации. Самолет уходит на ближайший запасной аэродром. Он определяется еще до вылета. Если говорить о Москве, то запасные – Рига, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.
<b>DP.RU: Каков стандартный пакет услуг на борту, например, питание? Часто ли пассажиры, арендующие самолеты, капризничают на борту?</b>
<b>С. М.:</b> Уже давно не капризничают. Потому что питание очень хорошее. Мы заказываем его в тех ресторанах, где питаются клиенты. Точнее, они нас просят привезти на борт еду оттуда. Есть длинный список, из которого клиенты могут выбрать питание. Конечно, встречаются и такие клиенты, которые просят порезать им огурец не вдоль, а поперек. Будьте уверены, сделаем так, как они просят. Кто-то хочет татарскую кухню, кто-то арабскую, кто-то просит, чтобы на борту не было спиртного. Все выполняется. Ну а если захотел на высоте 10 тыс. м мороженое, которого не заказывал на земле, его и не будет. Раньше надо было думать.
<b>Справка DP.RU</b>
Авиационная группа &#171;Планета&raquo; развивается с 2002 года как группа предприятий, созданных с целью развития инфраструктуры российского рынка деловой авиации. На основе передовых технологических решений &#171;Планета&raquo; предоставляет российским заказчикам качественный, оперативный и гибкий сервис бизнес авиации, отвечающий лучшим мировым стандартам. На рынке услуг деловой авиации группа выполняет функции универсального авиаоператора. Авиационная группа &#171;Планета&raquo; выполняет ежемесячно десятки коммерческих авиарейсов на самолетах бизнес авиации. География полетов включает города России, СНГ, деловые и курортные центры Европы, Азии, Африки, Америки, страны Индийского океана.