Почему деньги пока привлекательнее нефти

Накануне по итогам торгов Сбербанк опередил <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/05024" target=_blank>"Роснефть"</a> – $86,4 млрд против $84,6 млрд. "Нефтегазовый сектор пока потерял свою привлекательность для инвесторов, – говорит dp.ru старший оценщик отдела финансов НКГ <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/79305" target=_blank>"2К Аудит – Деловые консультации"</a> Илья Блюхер.

<b>Причиной</b>, по словам Блюхера, послужило стечение ряда обстоятельств. Во-первых, "национализация" нефтегазовых архивов, которая началась с момента вхождения "Газпрома" в "Сахалин-2" и отказа газового холдинга от привлечения иностранцев к разработке Штокмановского месторождения. Продолжилось это тем, что российский шельф решили отдать госкомпаниям. Закончилось, судя по всему, распродажей "ЮКОСа" и разрешением ситуации с Ковыктинским месторождением.
<b>Во-вторых, после прошлогоднего взлета</b> цен на нефть последовало их резкое падение. В сочетании с "ножницами Кудрина" это серьезно сказалось на доходности российских нефтяных компаний. Естественно, что в период достаточно низких цен на нефть в начале этого года, привлекательность "нефтянки" резко снизилась.
<b>В-третьих, в последнее время</b> в России темпы геологоразведочных работ были недостаточно высоки. Без новых месторождений привлечение инвестиций становится весьма проблематичным.
<b>"В то же время банковский </b>сектор развивался достаточно активно, – говорит эксперт. – Прибыль в этом секторе стабильно росла, что во многом было обеспечено ростом популярности кредитных займов. Вместе с тем рынок имеет большой запас для развития, в частности, по частному кредитованию. Сегодня в России только около 20% населения берут банковские кредиты, в то время как в странах с развитой экономикой ими пользуются примерно 80–90% населения".
<b>Банковский сектор </b>последние 6–9 месяцев для инвесторов был гораздо привлекательнее нефтегазового. Однако уже сегодня сырьевой сектор вновь возвращает свою популярность.
"<b>Так называемая "национализация" </b>ресурсов с разрешением "Ковыктинской проблемы", видимо, подошла к концу, – утверждает Блюхер. – Россия дала понять иностранным инвесторам, на каких условиях она готова с ними работать. Стало ясно, чего можно ожидать, сколько и куда можно вложить без особых рисков. Такая прозрачность должна положительно отразиться на инвестиционной привлекательности нефтегазового сектора".
<b>Цены на нефть </b>также стабильно держатся на высоком уровне. Предпосылок для резкого падения пока нет, что делает вложения в нефтяные компании высокорентабельными, уверен оценщик. Кроме того, проблемой проведения геологоразведочных работ озаботились на самом высоком уровне. Правительство дало нефтегазовым компаниям распоряжение активизировать деятельность в этом направлении.
<b>"Три основных фактора</b>, уменьшавших инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора, устраняются, – делает заключение Илья Блюхер. – Таким образом, уже до конца нынешнего года вложения в эту сферу могут значительно увеличиться. Впрочем, не факт, что это позволит "Роснефти" стать дороже Сбербанка, инвестиции в который в ближайшее время также будут расти".