Бизнесмены просят налоговые льготы за образование

О том, как привлечь бизнес в образование, рассуждали в четверг в <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/92591" target=_blank>Госдуме</a> в ходе парламентских слушаний представители правительства, парламентарии и работодатели.

<b>Выяснилось, что в</b> подготовке кадров заинтересован, прежде всего, сам бизнес. Однако предприниматели не спешат взять "под крыло" вузы, требуя в обмен налоговые льготы. "Налоговый климат не способствует тому, чтобы экономически заинтересовать предприятия и предпринимателей принимать участие в развитии образования", – поддерживает предпринимателей и зампред думского Комитета по образованию <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/626452" target=_blank>Валентина Иванова</a>.
<b>Но надеяться на </b>то, что в правительстве все-таки согласятся поправить Налоговый кодекс, по крайней мере, в ближайшее время, вряд ли стоит.
<b>Как пояснил dp.ru </b>первый зампред думского Комитета по образованию <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/754134" target=_blank>Олег Смолин</a>, в корректировке, прежде всего, нуждаются налоги на имущество, землю и прибыль. "Ситуация сложилась так, что налоговое бремя легло тяжким грузом и на плечи самих вузов, – говорит Смолин. – Налоговые отчисления, которые вузы платят в бюджет, сейчас больше, чем сама бюджетная помощь". В связи с этим депутат считает, что от налогов должны освобождаться все средства, которые зарабатывает учреждение и инвестирует в образовательные проекты.
<b>Кроме предоставления </b>налоговых льгот, бизнес настаивает и на вхождении в структуры управления образовательными учреждениями. Своим опытом в этом деле поделился проректор Университета нефти и газа Виктор Мартынов. "Наш вуз создавался как отраслевой, – напомнил проректор. – Мы создали попечительский совет, который и координирует взаимодействие с промышленниками".
<b>По словам Мартынова, </b>бюджет университета на 75% формируется за счет "предпринимательских денег". "Вуз привязан к работодателю, кроме того, мы заключаем договоры частного характера на выполнение научных работ и базовой подготовки кадров", – <br>пояснил проректор. Около 60% выпускников этого университета уже в период обучения заключают трехсторонние соглашения с предприятиями отрасли и, понятно, востребованы на рынке труда.
<b>Высокая степень заинтересованности </b>бизнеса в партнерстве с образованием стала очевидна из выступления представителя ОАО "РЖД" Георгия Корнилова. "Мы обучаем в профильных вузах 16 тыс. человек и еще 15 тыс. человек в техникумах", - рассказал Корнилов. Помимо этого, только в текущем году компания выделила более 700 млн. рублей на разработку корпоративных образовательных стандартов, а еще 15 млн. рублей - на именные стипендии для студентов. Со своей стороны, директор корпоративного института Газпрома Михаил Шишкин сообщил, что на подготовку своих специалистов компания ежегодно выделяет 350 млн. рублей.
<b>Хотя просто спонсировать </b>образование бизнес не хочет, поскольку считает, что деньги тратятся неэффективно. "Законодательные механизмы, стимулирующие работодателей к активному участию в деятельности образовательных учреждений, до сих пор не сформированы, – пояснила dp.ru Валентина Иванова. – Так, Госдума приняла пока только в первом чтении законопроект, предусматривающий более широкое участие работодателей в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах".
<b>Не приняты нормативные </b>документы и в части господдержки образовательного кредитования, добавляет Иванова. "Хотя даже в Белоруссии каждый студент, который учится на платной основе, может взять образовательный кредит по самой низкой процентной ставке", – соглашается Смолин. Со своей стороны, работодатели выразили готовность обучать студентов за свои деньги. Правда, при условии, что выпускник затем долг отработает.
<b>Все эти предложения</b>, похоже, не вдохновили замминистра образования и науки Юрия Сентюрина, который также принял участие в заседании. Из его слова выходило, что пока правительство согласно лишь привлекать бизнес к работе высшей школы, разрешив принимать участие в разработке образовательных стандартов, а также процедуре аккредитации вузов.