18:0725 июня 200718:07
8просмотров
18:0725 июня 2007
Реформу высшего образования смягчили. На бакалавров и магистров станут учить только с 1 января 2008 года, а за самими студентами все-таки сохранят отсрочку от службы в армии.
<b>Соответствующие поправки </b>к законопроекту о переходе российского высшего образования на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру – рекомендовал сегодня к принятию думский Комитет по образованию. Ожидается, что депутаты рассмотрят документ во втором чтении 4 июля.
<b>Ранее предполагалось, </b>что закон вступит в силу уже с 1 сентября 2007 года. Однако в комитете сочли, что университетские преподаватели просто не успеют переписать к этому сроку учебные планы и программы. Новый образовательный стандарт пока еще не подготовили и в Минобразования.
<b>Впрочем, прописать в </b>законе новую дату в комитете согласились как-то вяло. "Принципиальных отличий между 2007-ым и 2008-ым годами нет", – сказал dp.ru глава думского Комитета по образованию Николай Булаев. Хотя думская оппозиция и вовсе требовала отложить вступление закона в силу до 2009 года, когда по всей стране станет обязательной сдача ЕГЭ в школах.
<b>Согласно другой поправке</b>, на бакалавров теперь будут точно учить 4 года, а не в диапазоне от 3 до 4 лет, как хотели раньше. "Это бы означало, что в целях экономии бюджетных денег бакалавров все более и более стали бы переводить на 3-летний срок обучения, – предположил в беседе с dp.ru зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин. – Между тем, как однажды заметил ректор Московского медицинского университета Пальцев, 3-летний бакалавр в России всегда назывался фельдшером".
<b>Кроме того, теперь </b>выпускнику не придется получать вместе с дипломом бакалавра повестку в армию. Ко второму чтению депутаты сохранили за поступающими в магистратуру отсрочку от призыва. Хотя, как сообщил Олег Смолин, эта поправка пока еще не согласована с Минобороны. "Дело в том, что по действующему закону о воинской обязанности студент может воспользоваться отсрочкой только один раз, – напомнил депутат. – А пойдет ли бакалавр в магистры после армии – это вопрос открытый".
<b>Несмотря на это</b>, Николай Булаев заверяет, что предоставление отсрочки – вопрос фактически решенный. "Такая отсрочка должна быть, – заявил Булаев. – А над конкретной формулировкой мы еще подумаем".
<b>Эксперты dp.ru </b>о перспективах новой системы высшего образования:
<b>Олег Смолин</b>, депутат Госдумы (фракция КПРФ):
<b>В определенной мере </b>ситуацию отражает популярная в образовательных кругах шутка неизвестного автора:<br>Выпускник вуза:<br>- Здравствуйте, я бакалавр.<br>Работодатель:<br>- Вижу, что не Иванов, но расскажи лучше, чему тебя научили?<br><b>На самом деле</b>, ситуация выглядит весьма острой. Пора, пожалуй, перефразировать формулу классика. Отныне она должна звучать так: дикий капитализм в России – это есть антисоветская власть плюс принудительная бакалавризация всей страны!
<br><b>Николай Булаев</b>, глава думского Комитета по образованию:
<b>Споры о том, </b>что бакалавриат – это первая ступень образования для бедных, а магистратура – вторая ступень для богатых – это политические "передергивания". С учетом современных образовательных информационных технологий человек может за 4 года получить очень качественную подготовку и стать востребованным на рынке труда. А магистратура – это дополнительное предложение со стороны государства для тех, кто успешно учился 4 года и хотел бы учиться на более высоком уровне, получить более высокую подготовку и, может быть, подготовиться к научно-исследовательской деятельности, поступать в аспирантуру. Государство такую возможность для этих людей создает.
<b>Хотя это образование </b>вряд ли смогут получать все, оно будет предоставляться на конкурсной основе, но при этом, я подчеркиваю, государство не отнимает ни у кого никаких лет, а наоборот, добавляет 2 года для тех, кто хотел бы дальше совершенствовать свой интеллект.
<b>Иван Мельников</b>, депутат Госдумы (фракция КПРФ):
<b>Новый закон ограничивает </b>права студентов: студент сейчас сам может выбирать траекторию обучения – ему навязывают определенные. Закон также наносит нокаутирующий удар по присущей нашей системе образования фундаментальности: мы убеждены, что при той системе подготовки, которая сейчас предлагается в бакалавриате, мы получим систему подготовки не инженеров, а лаборантов и так далее. Это резкое падение качества. Новый закон сделает полноценное высшее образование платным, а значит, доступным лишь для избранных. Сегодня закон не ограничивает возможности студента получать качественное образование: завершил одну ступень –переходи на другую. Но главный вопрос, который мы задаем сегодня: ради чего все это делается? И разумного ответа нет.
<b>Болонский процесс</b>, западные стандарты, запросы рынка – несерьезные аргументы. Наша система образования всегда была нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач. Нельзя ставить целью намерение совпасть с запросами сегодняшнего рынка труда. Эти запросы изменчивы, это неправильный ориентир. Нельзя в вопросах образования равняться на чужие стандарты, если наши лучше и эффективнее.