Молекулы и атомы спасут Россию

Сегодня в правительстве России проходит первое заседание наблюдательного совета по развитию наноиндустрии под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова. На нем рассматриваются вопросы современного состояния наноиндустрии в России.

<b>Наблюдательный совет</b> будет координировать расходование бюджетных и частных средств в проекты в сфере наноиндустрии, где уже есть какие-то результаты.
<b>Нанотехнологии должны стать</b> основой одного из трех сценариев развития России – инновационного – сказано в концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, подготовленной Минэкономразвития.
<b>Но это произойдет</b> в том случае, если страна сумеет избежать инерционного (сохранение существующей модели экономики) или экспортно-сырьевого (увеличение добычи нефти и газа) сценариев.
<b>Правительство России, </b>отметим, уже не раз обсуждало вопросы развития нанотехнологии, о которых пару лет назад не слышало подавляющее большинство россиян. Да и, вероятно, большинство членов кабинета министров. Концепция федеральной целевой программы развития нанотехнологий была одобрена еще в сентябре прошлого года. За нее отвечает Минобрнауки. В 2007 годы на ФЦП предусмотрено выделить 7 млрд рублей.
<b>Есть готовые проекты.</b> Например, в рамках программы в начале 2008 года при Санкт-Петербургском госуниверситете откроют Центр нанотехнологий, который объединит под одной крышей более 30 проектов в области исследований атомов и молекул, уже находящихся в работе на 7 факультетах института. Цена строительства – 130 млн. рублей.
<b>Игорь Яминский, </b>директор фирмы "Академия биосенсоров", которая, например, выпускает "Атомные весы". Они могут обнаружить и взвесить молекулу вещества. (К слову, ученые "Академии биосенсоров" создали их еще до того, как государство обратило внимание на нанотехнологии):
<b>– Системный подход государства</b> к проблемам нанотехнологий очень радует. За ними будущее. Когда ты можешь работать с атомами, переставлять их, – это открывает широкие перспективы в разных сферах. Радует, что помимо военной части в ФЦП есть и гражданская. Объявляются открытые тендеры на исследования, в которых все понятно: кто участвует, кто побеждает. Хотя коррупцию в нашей стране еще никто не победил. Да и написать 100 страниц заявки, оформить ее по всем правилам, для нашей маленькой фирмы достаточно сложно.
<b>То, что нанотехнологии </b>сейчас на слуху у большинства жителей страны, по мнению Яминского, очень хорошо. Плохо, говорит он, что никто почти толком не понимает, что это такое и для чего это нужно.
<b>Игорь Озеров </b>в аспирантуре Медицинского центра университета Небраски (США) проводил исследования на микроскопах, позволяющих увидеть атомы и молекулы:
<b>– В научном мире нанотехнологии </b>– это любые исследования сверхмалых структур, размер которых менее 100 нанометров. Чтобы вам было понятно, это почти в 10 тысяч раз меньше толщины человеческого волоса. То есть, любые манипуляции с молекулами и атомами уже попадают под определение нанотехнологий. У нас работали и химики, и биологи, и физики. Я, например, исследовал межмолекулярное воздействие в разных веществах для моей диссертации. Это были простые наблюдения на супермощных атомно-силовых микроскопах.
<b>В Соединенных Штатах,</b> по словам Озерова, научные поиски в области нанотехнологий, в основном, финансируются частными структурами.
<b>– Например, ученые нашей лаборатории</b> в Медицинском центре моего университета, помимо занятий с нами, проводили работы по конкретным заказам от разных компаний. Насколько я знаю, в основном, это были заказы от медицинских корпораций из США.
<b>У нас же развитие нанотехнологий</b> будет контролировать государство. На прошлой неделе Госдума одобрила в первом чтении законопроект о создании госкорпорации по нанотехнологиям. До 2012 года "Роснанотеха" должен потратить на финансирование исследований 130 млрд. рублей (7 млрд долларов). Правда, ко второму чтению депутаты пообещали умерить аппетиты госкорпорации.