Первым делом, первым делом – самолеты…

Нехитрый этот заголовок сам собой приходит на ум, когда речь заходит об отечественном авиастроении, которое в очередной раз должно блеснуть на открывшемся авиасалоне в Ле Бурже. Сразу оговорюсь, что специалистом в этой области не являюсь, и могу рассуждать лишь с позиций хорошо информированного потребителя.

<b>Каждый раз, проезжая</b> по Киевскому шоссе, прямо возле которого расположен гигантский аэродромный комплекс "Внуково", состоящий из нескольких терминалов и построенный в рекордные сроки, я смотрю на взлетающие и садящиеся самолеты. Раскрашенные в цвета разнообразных авиакомпаний, они приземляются и взлетают довольно часто – не таким, конечно, нескончаемым потоком. как во Франфурте-на-Майне, но часто.
<b>Бизнес в России потихоньку</b> растет, и люди стали чаще летать. Знакомый музыкант рассказывал, как летел "откуда-то из Нижнего" на Ан-24: "А что, нормально долетели, я даже поспал". Он-то привык, но я вот как-то вздрогнул. Ан-24! Спроектированный в КБ Антонова в конце 1957-го года и совершивший свой первый полет в 1960-м, этот ближнемагистиральный самолет до сих пор пашет наше голубое небо и перевозит пассажиров, многие из которых смертельно боятся на нем летать.
<b>Нет, есть, конечно</b>,<b> мудрая</b> поговорка "старое – не значит плохое", и у американцев до сих пор вроде бы летают вертолеты, спроектированные еще Игорем Сикорским, но у них есть и бомбардировщики "стеллс" и, главное "Боинг-777". А все наши разукрашенные в разные цвета самолеты – это старые добрые Як-42, Ту-154 и Ил-86, на которых (кроме последнего) я летал еще мальчишкой.
<b>Это все <i>советский авиапром</i></b><i>, </i>все эти надежные машины спроектированы блестящими авиаконструкторами сталинской плеяды – Яковлевым, Туполевым, Ильюшиным. И как ты не проклинай ужасы тоталитаризма, но именно тогда Сережа Ильюшин, мальчик из крестьянской семьи, выросший на берегах Кубенского озера, что в Вологодской губернии, смог стать гениальным авиаконструктором и проектировать свои супернадежные лайнеры, летающие до сих пор, и которые будут летать еще очень долго.
<b>Перестройка, гласность</b> и последовавшие за ними широкие демократические реформы нам пока ничего подобного не дали. А дали только оставшиеся в наследство непонятно кому авиазаводы и советскую систему ведомственной конкуренции, когда КБ бились за госзаказ и делали отличные машины в результате, но которая в современной ситуации категорически не работает.
<b>Все многочисленные публикации</b> на эту тему можно суммировать просто: каждый, кто смог, урвал себе кусок авиапрома и плотно сидит на нем. А кусок по отдельности не работает, и сделать ничего не может. И вспоминаются слова какого-то из руководителей "Аэрофлота", сказанные в ответ на упрек, что, мол, не покупает "Аэрофлот" отечественные самолеты: "Если мы не будем сейчас покупать "Боинги", то небо над Россией будут бороздить не только иностранные самолеты, но и иностранные авиакомпании".
<b>И сколько бы не было разговоров</b> о кооперации с западными партнерами, о том, что вот-вот "Ту-204 пойдет в серию", о том что будет создан суперновый суперлайнер, но самолета все нет. Я не вижу Ту-204 над Внуково, я вижу нещадно дымящие, как КАМАЗ солярой, Ту-154. И еще я вижу победные реляции в теленовостях, как наша амфибия Бе-2 поразила Ле Бурже и сколько тонн воды она может вылить на лесной пожар. Отлично, я горд, но я не рыба и поэтому не летаю на амфибиях из моря в море.
<b>Сложно, очень сложно</b> запустить в серию хорошую надежную машину, особенно в условиях, когда почти двадцать лет ничего серьезного не делается, а норма прибыли в авиастроении заметно отстает от нефтедобычи. Будем надеяться, что недавно созданная Объединенная авиастроительная корпорация сможет решить эту непростую задачу и вернуть нам атрибут великой державы – самолеты собственного производства.
<b>Только вот не надо орать</b>, что питерские чекисты уже и авиастроение загребают под себя. Олигархи не справились – пусть теперь питерские чекисты попробуют.