18:3004 июня 200718:30
7просмотров
18:3004 июня 2007
Народные и прочие IPO сегодня чрезвычайно популярны в России. В 2007 году в эту увлекательную игру хотят вступить от 70 до 100 наших компаний. Однако предыдущий опыт говорит: каждое десятое размещение акций закончилось денежными потерями для новичков фондового рынка.
<b>Биржевые риски</b> – плата за "публичность" компании, да и довольно строгие правила IPO не каждому по плечу. Подавляющему большинству остается ждать старых добрых инвесторов, готовых рискнуть собственными или привлеченными деньгами. И последние к этому готовы, считает представитель международного инвестфонда TPG Capital Александр Винокуров. К 2011 году ежегодный объем западных инвестиций в российскую экономику может достичь $60 млрд, заявил он на конгрессе EMPEC в Москве.
<b>За рубежом </b>сейчас бум прямых инвестиций. За последние 18 месяцев инвесторы вложили в различные проекты больше, чем за предыдущие 18 лет, потратив только в прошлом году более $680 млрд. В США даже наметилась интересная тенденция – многие публичные компании уходят с биржи, превращаясь в закрытые частные структуры. Впрочем, и IPO имеет свои неоспоримые преимущества, а также главный недостаток – небольшие и средние компании фондовому рынку неинтересны.
<b>Отряд наших инвесторов</b> пока не слишком многочисленный, и только высокотехнологичному сектору повезло больше, чем остальным – его развитием займутся фонды, созданные при участии Российской венчурной компании (РВК). Сегодня представители фондов "ВТБ Управление активами" и "Финанс траст" пояснили, по какому принципу они будут отбирать проекты для капиталовложений.
<b>"Главное – чтобы человек</b> был адекватный", – заметил директор по управлению инвестпроектами фонда ВТБ Сергей Ромашов. И уточнил: идея нужна такая, чтобы ее потом можно было выгодно продать: желательно, чтобы к ней прилагалась некая бизнес-концепция (кому продать, насколько этот рынок насыщен и т. д.).
<b>Завесу тайны </b>над своими инвестициями венчурные фонды пока не открывают. Ромашов лишь в общих чертах поведал: часть денег "ВТБ Управление активами" достанется некоей IT-компании, разрабатывающей "софт" и выпускающей компьютерное "железо". "У них скопилась целая полка проектов, которые требуют финансирования", – заметил Ромашов. А "Финанс траст", в частности, будет совместно с одним из институтов "раскручивать" технологию переработки старых кабелей, сообщил зампредседателя совета директоров фонда Дмитрий Чухланцев. Словом, наши венчурные капиталисты пока готовы давать деньги только под известные имена и бренды.
<b>А как же "гаражные" проекты</b>, сделанные в кустарных условиях, поинтересовался у них начальник отдела МЭРТ Юрий Аммосов. И вспомнил прежние времена, когда он был не последней фигурой в отечественном IT-бизнесе: "Я прихожу к инвестору, а он говорит: когда у тебя будет хотя бы миллион прибыли, тогда и возвращайся. А на фига, думаю, вы мне тогда нужны будете?"
<b>Несколько лет назад </b>в американской Силиконовой долине два простовато одетых парня обивали пороги тамошних "денежных мешков". Однако большинство бизнесменов захлопывали перед ними дверь, поясняя: мол, вы так ничего и не сказали про коммерческие перспективы вашего проекта. Пока один из инвесторов не сказал: "Парни, мне нравится, что вы вот так запросто пришли ко мне в сандалиях и говорите, что хотите улучшить мир, а не про деньги!" Звали этих ребят Ларри Пейдж и Сергей Брин, а миру известны они стали благодаря своей поисковой системе Google.
<b>Эта поучительная история </b>от Аммосова заставила венчурных капиталистов призадуматься. После недолгой паузы они пояснили: "гаражные" проекты тоже могут появиться в портфеле их фондов. Года через три. Или даже к концу 2007 года. Проблемы две: фонды ограничены трехлетним сроком инвестирования, да и блестящих идей пока на горизонте что-то не видно.