Продюсер Земфиры и "Мумий Тролля" завязывает с "Братьями Гримм" и "ЛУКА"вит

Продюсер Леонид Бурлаков считает, что сейчас слушателям не хватает артиста-героя.

Артиста с весомым бюджетом. И колоссальными творческими амбициями. О том, чего ждать российскому слушателю, продюсер поведал в эксклюзивном интервью корреспонденту dp.ru. Также он рассказал почему обычно расходятся продюсеры и их воспитанники.
DP.RU: Вы довольно закрытый не публичный человек. Но всем известны имена артистов, которых вы продюсировали. «Мумий Тролль», «Земфира», «Братья Гримм». А в этом году вы вроде бы подумываете о том, чтобы завязать с миром шоу-бизнеса. И уйти на заслуженный отдых. Что подвигло вас к такому решению?
Л.Б: Когда я начинал, мне было 29 лет. Я только-только перебрался с друзьями в Москву. Тогда же и поставил себе планку, что в шоу-бизнесе буду лет до 40. За все это время у меня даже не было отпуска. Мы могли уехать с артистом в Новую Зеландию на запись альбома, и пытаться урывками отдыхать там. Но в реальности у нас из 11-ти дней на отдых было часов 6. Поэтому длительный отпуск, я надеюсь, заслужил. Но насколько у меня получится уйти в 40 лет… Поскольку человек предполагает, а Бог располагает. Покажет время. Но есть некие творческие силы … которые мешают мне уйти в отпуск…
DP.RU: И как планируете справиться с этим?
Л.Б: Поможем им выпустить первый альбом. А когда начнется первый гастрольный тур, мое присутствие будет не так необходимо. И в этот момент могу исчезнуть с арены.
DP.RU: ­Загадочно как-то, поклонники Ваших предыдущих «шедевров» уже замерли в ожидании. Этот проект держится в секрете?
Л.Б: … 7 мая мне принесли записи девчонки, которая меня настолько поразила! Не устаю повторять - в каждом городе есть свой «мумий тролль» и своя «Земфира».
DP.RU: Этот раз талант родом из Екатеринбурга?
Л.Б: Да. Вот, наверное, пришло время и такого артиста.
DP.RU: Какого такого?
Л.Б: Артиста, который... Я вот недавно прочитал статью 97 года о том, чего же не хватает в женском роке в России. Там рассматривается образ Жанны Агузаровой, что, мол, нашей эстраде не достает такого интересного артиста. Что она была потрясающая в 1983, 84-м годах, а когда попыталась вернуться в 89-90-ом с «Русским альбомом», то ее не поняли и не приняли. А сейчас уже 1997-й год, и у нас нет такого артиста. Собственно, буквально через год появилась Земфира.
DP.RU: Наверное, вы были автором той пророческой статьи?
Л.Б: Нет, только сейчас прочитал. Я к тому, как люди ожидали того, что произошло. Сейчас Земфира растиражирована десятками аналоговых исполнителей, и давно стала частью шоу-истеблишмента. И есть ощущение, что люди ждут чего-то нового, артиста-героя. Вот какой он будет? Кого не хватает, по-вашему? Кроме Агузаровой в статье упоминались еще две певицы. Одна из них и послужит прообразом нашего будущего героя.
DP.RU: Какого именно?
Л.Б: Если мы заглянем в историю нашей русской рок-культуры, этот образный тройственный союз составляют Жанна Агузарова, Янка Дягилева и Алла Пугачева. Это три мощных ярких исполнителя, которые были востребованы до момента перестройки. И на самом деле - вечные артисты. То есть они могут менять имена, но вот их образы отпечатались в умах и сердцах на десятилетия.
DP.RU: Планируете симбиоз?
Л.Б: Нет, ничего не хочу делать специально. Я думаю, просто в девушке проявится один из этих героев. И самое главное, почему я взялся за этот проект, точно знаю – не проявится образ Агузаровой, которая как бы послужила толчком к появлению Земфиры. Нечто на грани Янки или Пугачевой. Посмотрим.
DP.RU: Неслабо замахнулись, впечатляющие творческие претензии. А когда вы приняли решение работать с этим артистом? Когда приходит понимание, что перед вами – потенциальная «звезда»?
Л.Б: Когда ловлю в себе ощущение маленького ребенка, который первый раз слышит какую-то захватывающую музыку, от которой у него бегут мурашки... Песня, которая тут же обезоруживает. Собственно это и случилось. Я слушал сначала. Так же, как и вы, был настроен скептически: вроде как бы похоже на то, и на то, и на то. Но чем больше сравнений я нахожу, тем быстрее понимаю, что человек талантлив. Так было с Земфирой. Хотя с ней я не сразу начал работать. Когда мне в 1998 году принесли запись трех ее песен «Снег», «Скандал» и «-140» сразу не возникло четкого понимания - какого таланта передо мною человек. В «Минус 140» я услышал Лайму Вайкуле. В «Девушке-скандале» - Жанну Агузарову, а в исполнении слова «тает» улавливается тональность молодой Аллы Пугачевой. Прошло еще два месяца до нашего сотрудничества. В это время Земфира обращалась к другим продюсерам. Я возвращался к ее записям снова и снова, и когда я понял, что сравниваю одну девушку с совершенно разными уникальными персонажами - произошел щелчок, что это должно быть интересно, раз человек похож сразу на всех. Это оказалось гениально.
DP.RU: После того, как раскопали талант, как складываются с ним дальнейшие отношения?
Л.Б: С Земфирой мы изначально попытались построить какие-то юридические контракты. До этого с «Троллями» была игра. Какие договоры, если я с человеком учился в школе, играл в одной музыкальной группе?! А с Земфиры мы начали играть в этот шоу-бизнес. И когда потом она уходила в свободное плавание, это помогло нам расстаться более менее нормально в финансовом плане… Потом был собственно еще ряд опытов, экспериментов, где я пытался мнить из себя продюсера. Но у меня долгое время ничего не получалось. «Миссия антициклон», «7gрохожий», тот же Олег Чубыкин. И понял простую вещь, если Господь Бог дает - вот она - твоя следующая работа – только тогда приступаю к продюсированию. И я перестал искать артистов.
DP.RU: А до этого Вы все-таки искали?
Л.Б: Максимально слушал музыку, через меня проходила масса материала, выбирал что-то. В этом была ошибка. Когда ты слушаешь очень много музыки, ищешь этого единственного артиста, то затуманиваются мозги. И бывает момент, когда средненький исполнитель становится для тебя настоящим откровением. Потому что 99% материала, что я получал – отборнейший мусор. Представьте, в день я слушал 2-3 кассеты!
DP.RU: Это после Земфиры?
Л.Б: Земфира была собственно одной из случайных кассет. Потом четыре года затишья, пока не появились «Братья». Знакомые из Новосибирска передали сидиар. Одной из песен оказались «Ресницы». Собственно после них я и позвонил ребятам. Буквально на следующий день. То есть поймал это детское ощущение и сразу набрал номер телефона, оставленного на коробке диска.
DP.RU: А дальше?
Л.Б: Дальше я прекратил слушать музыку, кроме «Братьев». И сконцентрировался на их творчестве. Всех предупредил, что в ближайшие два года никакими проектами заниматься не буду. Говорил, что ничего слушать мне не давайте. Бесполезно. Судя по «скандалу» с «Максидромом» 2005 Земфира очень ревновала меня, когда услышала, что я начинаю работать с «Братьями». Но, с другой стороны, ничего удивительно до этого Лагутенко ревновал к Земфире. Такая вот цепная реакции: одаренные личности чутко и точно улавливают конкурентов - таланты.
DP.RU: Буквально через пару часов вы едете защищать перед инвесторами свой новый проект. Они уже согласны его профинансировать?
Л.Б: Они согласны вкладывать деньги. В этот раз все намного серьезнее, впервые я просчитал работу на пять лет вперед. Обычно в смету закладывал два года работы с артистом.
DP.RU: На раскрутку артиста уходит от $200 тыс. до $500 тыс. Из чего складываются основные расходные части?
Л.Б: Сейчас просчитал первый год: понадобится $180 тыс. И на второй год потратить еще около 200 тыс. Действительно, в итоге за два года получается порядка $500 тыс. Но всегда где-то можно ужаться, сэкономить. Считаю, основной принцип сокращения затрат – это наши уникальные идеи. Например, на технологии видеоклипов можно сэкономить. Но на качестве нельзя экономить ни в коем случае! Если тратить на гениального артиста маленький бюджет, в какой-то момент творческая машина сломается. Тоже самое, если в шикарный кабриолет залить 93-ий бензин. В связи с этим делю всех артистов на классы. «С» это группы, которые могут там зарабатывать $200-250 тыс. Группа класса «B» это 350—500 тыс. И собственно проект «А» это $1-1,5 млн. В зависимости от этого рассчитываю этапы и объемы инвестирования.
DP.RU: А Вам надо сколько получить с нового проекта?
Л.Б: Ну, миллион. Т.е. это позволит и инвесторам заработать, плюс артист может нормально получать. А девушке повезло, она будет зарабатывать одна столько, сколько «Братья» получают сейчас на двоих.
DP.RU: О вариантах перераспределения доходов вы заранее предупреждаете артиста?
Л.Б: Поэтому собственно заключается договор. В этот раз я ввел прогрессирующую шкалу, зная, что первые два года у нас будет некий успех, доходы будут вполне стабильными. А к примеру, к концу середины третьего года, обычно у артиста происходит творческий спад. Я со всеми артистами именно в этот момент расходился. Так же с «Братьями» было, возникла некоторая усталость. И слушатели, ощущая это, тоже теряют интерес к коллективу. Поэтому сейчас предусмотрел систему, когда артист на первом этапе получает чуть меньше, но когда наступает момент падения интереса - больше.
DP.RU: Интересная логика.
Л.Б: В фазе становления у артиста обычно нет особых запросов. Да, ему нужна машина, но ему достаточно «Лады». А когда он уже ощущает себя «звездой», и в этот момент аудитория охладевает к его творчеству, происходит ломка психики. А амбиции уже на пике, ему уже нужен «Крайслер» последней модели. И в этот момент я и планирую поднять артисту планку доходов. Я учел много ошибок из работы с «Троллями», с «Братьями», с Земфирой. К примеру, в доходности от творчества «Братьев» я получал такой же процент, как у одного из них. Из-за этого начались проблемы, потому что у ребят со временем возникло ощущение, что я являюсь частью обслуживающего персонала, раз получаю меньше. Теперь сворачиваю эту демократическую схему работы. Процентное соотношение должно быть одинаковое, чтобы артист получал сколько же сколько и продюсер. И даже на один процент больше.
DP.RU: Это только у «Братьев» было такое понимание? Земфира, Лагутенко?
Л.Б: С Лагутенко мы хорошие знакомые, несмотря на то, что расставаясь с «Троллями» он и оставил мне долг в $170 тыс. И я его отдавал четыре года. Но что бы там ни было, на Илью обижаться не буду. Всегда прощу. И надеюсь, что и он меня тоже. Земфира, как бы первый опыт официальных отношений. Но не совершенный, разошлись на отступных. Правда, осадок остался. Я потерял безумно талантливого ребенка… Артист может расторгнуть со мной договор хоть на следующий день после подписания. Но на принципах разумности: нужно понимать, что я, как творческая личность, вложил свои душу, время, энергию, силы. И хочу получать в дальнейшем, как обычный капиталист.
DP.RU: То есть решение разойтись с «Братьями» принято окончательно?
Л.Б: Да, они уже самостоятельные. Я этот «Грим-Хауз» строил с целью, что они вырастут и уйдут в свободное плавание. Я запустил некую машину., которая может работать без капремонта ещё 3-4 года, а это и есть заслуга хорошего менеджера и продюсера.
DP.RU: Теперь пересаживаетесь за управление новой «машиной». Марка известна?
Л.Б: «Лука». С ударением на первом слоге. Посмотри, куда вывезет.