Мертвых заботит "квартирный вопрос"

Защита памятников

СПб. События вокруг Бронзового солдата в Таллине могут повториться во многих других странах. Мемориалы защищены не столько законами, сколько человеческими чувствами.
Сегодня на территории государств Европы насчитывается около 4300 воинских мемориалов, в которых захоронено более 2533 тыс. павших в годы Второй мировой войны советских солдат. Основной международный документ, регламентирующий охрану воинских памятников и кладбищ, - Женев-ская конвенция ООН 1949 г. "О защите жертв войны". Она декларирует защиту захоронений павших в международных вооруженных конфликтах. Причем согласно документу "память о погибших в войне не может иметь отношения к характеру этой войны", то есть с мертвых фактически снимается вина за их прижизненные дела.
В начале 1990-х гг. Россия приняла собственный Закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" и подписала ряд двусторонних международных соглашений аналогичного характера. По этим соглашениям земельные участки под воинские захоронения и приравненные к ним мемориальные сооружения передаются безвозмездно в постоянное бессрочное пользование. Каждая из сторон берет на себя расходы по содержанию захоронений на своей территории. В тех странах, с которыми договоры не заключены, содержание и обустройство захоронений лежат на Правительстве РФ.
"Однако здесь все зависит от конкретной страны. Даже в Германии, где к памятникам относятся трепетно, можно найти заброшенные мемориалы", - говорит Елена Юрина, директор Цент-ра по сохранению памятников и воинских захоронений за рубежом "Обелиск-центр".
Поскольку жизнь иногда заставляет тревожить покой погибших, существует определенный ритуал переноса останков или памятников. Как правило, он включает в себя воинский караул, присутствие официальных лиц обоих государств, религиозные обряды, салют.
Как отечественное, так и международное законодательство довольно туманно описывают, на ком лежит ответственность за содержание захоронений.
В Госдуме около 5 лет рассматривали новую редакцию Федерального закона "Об увековечении памяти погибших.", которая предполагала создание специальной централизованной службы - федерального агентства при Министерстве обороны РФ. Однако в декабре прошлого года законопроект был отозван его инициаторами.
"Вся проблема заключается в том, что мы сами плохо относимся к своим памятникам, - говорит один из его авторов, член комитета Госдумы по делам ветеранов Игорь Родионов. - Мы наблюдаем за Эстонией, Болгарией. Конечно, то, что они делают, это кощунство, но сколько было снесено храмов и памятников в России! Поэтому можно сказать, что Закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" сейчас не выполняется. Потому что отношение к законам заложено в истории. Не может быть за границей нормального уважительного отношения к нашим памятникам и захоронениям, если мы порой сами поступаем как вандалы", - уверяет депутат.
Против течения: перенос воинского памятника в Таллине поднял волну антиэстонских настроений. Однако нашлись и те, кто отделяет политику от истории: вчера на Малой Конюшенной прошел митинг за российско-эстонскую дружбу.
На заметку
В 13 странах мира есть захоронения советских солдат
- в Венгрии - 940 захоронений (около 75 тыс. человек),
- в Германии - 907 захоронений (около 603 тыс. человек),
- в Польше - 583 захоронения (1,6 млн человек),
- в Чехии и Словакии - 659 захоронений (около 85 тыс. человек),
- в Румынии - 162 захоронения (50 тыс. человек),
- в Норвегии - 62 захоронения (12,3 тыс. человек),
- в Югославии - 14 воинских захоронений (10,7 тыс. человек),
- в Финляндии - 89 захоронений (около 13 тыс. человек).
В ряде других европейских стран насчитывается 870 советских воинских захоронений, в которых захоронено около 12 тыс. человек.
Источник: Центр по сохранению памятников и воинских захоронений за рубежом "Обелиск-центр"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.