Виктор Кошелев: Карьеристы двигают прогресс

Даже увеличение в 3 раза годовой прибыли компании, где Виктор Кошелев работал заместителем генерального директора, не спасло его от увольнения: ему пришлось начинать карьеру заново.

Начальник отдела маркетинга компании "Интерхолод Санкт-Петербург" 61-летний Виктор Кошелев – обладатель 50 патентов на изобретения, автор более 100 научных работ, заслуженный изобретатель РФ – ныне ничего не изобретает. Последние 10 лет он с головой ушел в бизнес, причем сначала он работал генеральным директором совместного предприятия, а впоследствии вынужден был несколько месяцев проработать рядовым менеджером по маркетингу.
<b>– Профессия изобретателя все-таки не относится к числу распространенных. Ей можно научиться или же необходим просто соответствующий склад ума?</b>
– Сначала я окончил ЛИАП по специальности "радиотехника", затем служил в армии офицером, в военно-космических силах, ну а потом, как было принято в те годы, попал по распределению инженером в "почтовый ящик", занимался космической радионавигацией. Уже работая там, увлекся изобретательством. Сразу понял, что это мое. Окончил соответствующие государственные курсы и почти сразу начал расти. Причем как профессионально, так и административно. Меня заметили и назначили начальником сектора. Кстати, именно тогда я сделал для себя важный вывод: чтобы тебя повысили с уровня рядового сотрудника до, как сейчас принято говорить, "менеджера среднего звена", необходимо как можно чаще обращать на себя внимание. А вот на более высоком уровне, наоборот, выскочек не любят и часто просто "съедают". Я был этому свидетелем как в советское время, так и в постперестроечное. И не только свидетелем, но об этом чуть позже.
<b>– Начало 90-х годов прошлого века было не самым лучшим временем для научной деятельности. Очевидно, мысль перейти в частной сектор пришла вам именно тогда?</b>
– Конечно, институт наш тогда благополучно загибался. И в 1997 году, когда с деньгами стало совсем туго, мне как раз предложили возглавить вновь образовавшуюся российско-американскую компанию по эксплуатации мобильных биотуалетов под названием "Санитек Интернешнл". Продукт был совсем новый, и мне пришлось по сути создавать новый сегмент рынка. При этом учредители учили меня буквально на ходу, прямо по телефону из Америки. К сожалению, общая беда малого бизнеса в том, что учредители, создавая фирму, требуют немедленной отдачи, что далеко не всегда возможно. Так получилось и со мной. Худо-бедно мы получили известность, но намеченных позиций по прибыли за 2 года работы не достигли. В том была и моя вина – надо было смелее брать кредиты на расширение. В 1998 году я ушел. Перешел на должность заместителя генерального директора компании "ЭкоСан", но спустя 4 года вернулся обратно, также на должность заместителя директора, правда, компания теперь называлась по-другому.
<b>– Кроме смены названия были какие-то другие изменения по сравнению с вашим "первым пришествием"?</b>
– К сожалению, они были негативными. Отношения внутри коллектива были очень нездоровыми. Несмотря на то, что за год мы увеличили прибыль с 12 до 36 млн рублей, генеральный директор в конце 2004 года взял и урезал зарплату всему персоналу, обосновав тем, что мы "недорабатываем". Кроме того, одним из замов директора была женщина – большая интриганка. Не без ее помощи были не только уволены, но и подставлены под материальную ответственность главный инженер, начальник отдела, а потом дело дошло и до меня.
Меня уволили с формулировкой "вы не вписываетесь в нашу компанию". На руководящую должность мне устроиться не удалось. Скорее всего это было связано с возрастом, все-таки мне было уже под 60, а большинство работодателей у нас по-прежнему считает, что молодому можно платить меньше, а получать от него больше. И тогда я пошел в "Интерхолод" на должность менеджера по маркетингу.
<b>– Чувствовали ли вы при этом некий дискомфорт? Все-таки после должности генерального директора и даже его зама работать рядовым специалистом непросто.</b>
– Мне нужно было кормить семью. Это было основной задачей. Ведь мы работаем, чтобы жить, а не наоборот. И я не испытывал особого дискомфорта, так как деньги-то зарабатывал. Тем более что уже через 2 месяца стал начальником отдела маркетинга. Кстати, по поводу карьеры вообще у меня есть собственный взгляд. Успех определяется не должностями и количеством заработанных денег, а уважением тебя обществом. И я считаю, что мне это как раз удалось. А в самом карьеризме нет ничего плохого. Карьеристы – это люди, которые двигают прогресс. Они ставят цели, которых стараются добиться. И тем самым развивают экономику.
<b>– Вы 10 лет провели в малом бизнесе. Какие, по вашему мнению, есть главные отличия карьеры в нем от бизнеса большого?</b>
– Ну, во-первых, тут короче служебная лестница. Менеджер – начальник отдела – заместитель генерального директора – вот и все возможности. Поэтому в малом бизнесе карьера может происходить только "зигзагами" – переходами из одной компании в другую. Во-вторых, в малых российских компаниях собственники всегда недоплачивают. Даже менеджеру, который "сидит на процентах" и успешно работает, частенько говорят: "Что-то ты много зарабатываешь". И добиться повышения зарплаты зачастую можно, только перейдя, образно говоря, к соседу. Начинающим карьеристам я бы посоветовал поработать в крупных компаниях и посмотреть, как там налажены служебные взаимоотношения. Уже оттуда можно переходить в малый бизнес на руководящие должности.
<i>Павел Гинев</i>