Мигрантов научат русскому

Приехал в Россию на заработки – выучи русский язык. С предложением внести поправки в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", обязывающие мигрантов знать русский язык, выступил депутат Госдумы от "Справедливой России" Александр Крутов. Исключение предлагается сделать лишь для иностранцев, которые работают в зарубежных фирмах.

<b>Правда, для официального </b>внесения поправок в Госдуму депутату потребуется заручиться положительным заключением правительства. Без него документ не может быть вынесен на рассмотрение парламентариев. Пока же сам г-н Крутов не берется посчитать, в какую сумму государству обойдутся расходы на обучение русскому языку иностранцев, зарабатывающих в России на кусок хлеба. "Расходы будут зависеть от количества мигрантов, прибывающих в нашу страну на заработки", – пояснил dp.ru Крутов. Проблема в том, что измерить реальный поток гастарбайтеров не берутся даже в профильных ведомствах.
<b>Заняться образованием </b>приезжих депутат хочет поручить Федеральной миграционной службе (ФМС) и Минобразования. По замыслу, сначала сотрудники миграционной службы проверят иностранца на предмет владения русским языком прямо на границе. Для этого мигранту надо будет предоставить справку из родных мест, подтверждающую наличие познаний в великом и могучем. Если выяснится, что гастарбайтер не знает ни слова, ему предоставят возможность исправить недостаток.
<b>Преодолевать языковой </b>барьер иностранцев обяжут на специальных курсах, говорит Крутов. По мнению депутата, организацию "ликбеза" должно взять на себя государство. "Соответствующие образовательные программы уже есть, – поясняет парламентарий. – Дело остается за финансированием". А чтобы не обременять высокими затратами одно лишь государство, Крутов предлагает ему разделить денежное бремя с работодателями, нанимающими на работу иностранцев.
<b>"Выгода получится </b>обоюдная, – уверен депутат. – Государство решит проблему адаптации приезжих к российской культурной среде и тем самым понизит накал межнациональной напряженности, а работодатели не захотят терять ценных специалистов. Ведь если мигрант не выучит языка, он должен будет покинуть страну". К тому же наниматель всегда может вычесть из зарплаты своих сотрудников деньги на их же обучение, добавляет Крутов.
<b>"Идея хорошая,</b> – согласился в беседе с dp.ru глава профильного комитета по госстроительству Владимир Плигин. – Но над источником финансирования надо еще подумать". Кроме того, было бы неадекватно требовать одинаковых познаний в русском от иностранного каменщика или врача, в то же время считает депутат. "Неквалифицированные рабочие могли бы ограничиться минимальным набором в 1200 слов, – соглашается Крутов. – А вот если мигрант хочет получить вид на жительство, он должен знать историю и основы нашего законодательства".
<b>Мы имеем дело </b>с людьми, а не со скотиной, которую можно загнать в одни ворота, – не поддержал идею в беседе с dp.ru глава думского Комитета по образованию Николай Булаев. – Какой смысл изучать язык людям, приезжающим на заработки на 2 месяца? А если речь идет о более длительном пребывании, то человек сам выучит язык". Депутат полагает, что установление такого барьера приведет к сокращению потока иностранной рабочей силы в Россию, а также скажется на ценах на услуги и товары, производимые мигрантами. "К тому же эта идея смахивает на двойной стандарт, – недоумевает Булаев. – То мы боремся за права русскоязычных в Эстонии, а то вводим ограничения для иностранцев у самих себя".
<b>Примечательно и то</b>, что с идеей установления языкового барьера выступил именно г-н Крутов, известный как один из подписавших нашумевшее "Антисемитское письмо", с обнародования которого и начался раскол в уже не существующей фракции "Родина", отмечают эксперты. Впрочем, сам депутат уверяет, что его предложение направлено на благие цели: "Те, кто плохо говорит по-русски, со временем пополняют ряды нелегалов, а там над ними издевается кто хочет и как хочет".
Елена Земскова