Книжный бизнес: ассортимент роняет тиражи

Общий тираж книг в России снижался в 2006-м третий год подряд. Усиливающийся кризис обостряет конкуренцию между издательствами и магазинами.

<b>В 2006 году</b> в России было напечатано рекордное число книг – количество их наименований впервые перевалило за 100 тыс. При этом произошло опять же рекордное снижение общего тиража – сразу на 5,5%. Еще более рекордной стала "утряска" среднего тиража книги, опустившегося по сравнению с 2005 годом на 12,7%, до беспрецедентного показателя 6183 экземпляра. Всего совокупный тираж издаваемых в России за год книг снизился с 2003 года на 10%, а средний тираж за это время опустился почти на 30%.
<b>По данным <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/74866" target=_blank>компании "КОМКОН"</a></b>, доля людей, покупающих книги, снижается. "Среди возможных причин снижения доли потребителей книг – изменение культуры общества и замещение печатной книги электронными изданиями (и электронными развлечениями). Однако те 30% населения, чей стиль жизни предполагает приобретение книг, с ростом доходов покупают больше книг физически и выделяют больше финансовых средств на эти покупки", – комментирует PR-директор компании "Топ-книга" Вячеслав Ухов.
<b>Под данным <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/26045" target=_blank>исследовательского холдинга ROMIR</a></b>, с начала 2003 года до конца 2006 года число пользователей интернета в России выросло с 10 до 21% населения. Продажи книг через сетевые магазины также растут, но их доля остается ничтожной – менее 3% рынка.
<b>Увеличиваются и тиражи журналов</b>. Например, в 2006 году 13 крупнейших издательских домов увеличили совокупный тираж своих журналов на 35%.
<b>По данным информационно-маркетингового центра "Альвис"</b>, сроки реализации большинства книг превышают 50 недель. При этом более бойко продается литература группы non-fiction, то есть не беллетристика. В лидерах по оборачиваемости – медицина, здоровье, экономика, финансы, бизнес-литература, государство и право, компьютерные книги. Близко к группе лидеров находится сентиментальная литература, а некогда любимый в СССР жанр детектива плетется чуть ли не в самом конце.
<b>Пока по валовым показателям</b> книжный рынок России превосходит многие другие рынки развлечений. Так, он в 5 раз превышает уровень кассовых сборов в кинотеатрах, в 2,5 раза выше оборота на рынке продаж DVD (с учетом пиратских копий), значительно превышает рынок боулинга и т. д.
<b>"Если раньше при покупке книги</b> люди исходили из ее содержания, то сегодня принятие решения зависит от рекламы, зачастую очень агрессивной, – говорит генеральный директор холдинга "Городец", включающего издательства "Городец" и "Флюид", Саадат Рахманова. – Но далеко не каждое издательство может себе позволить вкладывать серьезные средства в продвижение книг на рынке. Отсюда и залежи на полках, и возвраты изданий в плачевном состоянии по прошествии 120 дней".
<i>Павел Баскаков</i>