Как потратить деньги из Стабфонда

Закрома Родины растут как на дрожжах: в марте отечественный Стабфонд увеличился еще на 100 млрд рублей. А государство чем дальше, тем больше напоминает скупого рыцаря, который однажды с зубовным скрежетом решился-таки распотрошить свою кубышку. А потом передумал. И стоит над златом-серебром, то протягивая к нему дрожащую руку, то отдергивая ее.

<b>Для справки: денег Стабфонда</b> хватило бы на то, чтобы построить:
- 16 скоростных магистралей Москва-Санкт-Петербург (ориентировочная цена проекта – 180 млрд руб.); <br>- 43 завода по производству чипов Intel (цена каждого - $2,5 млрд) ; <br>- 540 автомобильных завода Nissan стоимостью $200 млн (или 940 заводов General Motors по $115 млн); <br>- 4200 фабрик по выпуску плит МДФ ($25 млн); <br>- 5400 тыс. заводов по сборке компьютеров ($20 млн).
<b>Если же просто &#171;а-ля Шариков&raquo;</b> взять все и поделить, каждому россиянину достанется по 20 тыс. руб. На эти деньги можно купить дорогой смартфон или КПК. Или же заказать на почте (в рамках национальной программы &#171;Компьютер в каждый дом&raquo;) ноутбук с доставкой на дом.
<b><a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/89640" target=_blank>Минфин</a> вчера нас сильно, в общем, порадовал</b> – за последний месяц объем стабфонда увеличился на 103,36 млрд рублей, и теперь в государственной заначке хранится 2,8 трлн рублей ($108 млрд). Финансисты скромно умолчали о том, что деньги эти продолжают лежать мертвым грузом.
<b><a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/53167" target=_blank>Счетная палата</a> давно порывалась</b> залезть в кубышку и провести там инвентаризацию. В марте ревизоры наконец-то смогли это сделать. И стало понятно, почему российские "скупые рыцари" – <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/28451" target=_blank>Центробанк</a> и тот же Минфин – так долго никого не подпускали к сундукам.
<b>Закон разрешает вкладывать</b> эти деньги в ценные бумаги иностранных государств, а потом стричь с них купоны: проценты небольшие, зато надежно. Однако ведомство <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/997545" target=_blank>Кудрина</a> без лишних затей скупало валюту: на 90% средств Стабфонда были куплены поровну доллары и евро, на 10% – фунты стерлингов. Потом валюту сложили в Центробанк и успокоились. Из-за такого туповатого, извините, подхода Стабфонд за время своего существования потерял на инфляции до 600 млрд руб, подсчитали эксперты.
<b><a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/437598" target=_blank>Сергей Степашин</a> пообещал неприятности</b> финансистам. Отчет о ревизии отправят в Госдуму, которая и будет разбираться с Кудриным и компанией. Но дело даже не в этом. В 2008 году Стабфонд должен почить в бозе. Его преемником станет Резервный фонд, размером не менее 10% ВВП. Остальные "лишние" деньги отправят в Фонд будущих поколений – здесь будет храниться и приумножаться для потомков часть денег, полученных от высоких мировых цен на нефть.
<b>Сама идея была позаимствована</b> у норвежцев. Скандинавы еще в 1990 году создали Государственный нефтяной фонд, и сейчас там скопилась сумма, эквивалентная ВВП страны. Вкладывая ее в надежные и доходные бумаги, фонд в среднем приносит 4% от ВВП в год – обеспечивая солидные государственные пенсии для всех норвежцев.
<b>В России пенсионная проблема</b> актуальна по двум причинам – демографический кризис, сокращающий трудоспособное население, и падение цен на нефть. Однако Алексей Кудрин вчера и сегодня прямым текстом заявил: в 2008–2009 средств хватит лишь на неприкосновенную "заначку", а будущие поколения пенсионеров… что ж, денег ведь не никогда не хватает на всех, правда? Скрепя сердце, можно было бы согласиться. Вот только почему Минфин разводит руками и складирует эшелоны "мертвых" денег, вместо того, чтобы заставить их работать? Глядишь, и Фонду будущих поколений что-нибудь перепало.
<b>Аналитический <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/93323" target=_blank>центр Юрия Левады</a></b>, тем временем, опубликовал результаты своего последнего исследования. Социологи спросили россиян: "На что тратить деньги Стабфонда?". И 77% респондентов ответили: хотя бы часть средств надо вложить в социальные программы или инвестиции.