Проект "Исподлобья": Под шелест волн и шум прибоя

Алексей Пиманов и Клинт Иствуд выдали нам по премьере. Первый без отрыва от передачи "Человек и закон" на Первом успешно выпустил в прокат новый приключенческий боевик "Три дня в Одессе". "...Ну, типа "Место встречи изменить нельзя", – так отрекомендовал картину продавец контрафактной продукции. А высохший уже до акридообразного состояния старина Клинт представил (точнее, его прокатчики) на суд российского зрителя масштабное полотно "Письма с Иводзимы". Это про японцев, которые, не щадя живота своего, защищают от американцев остров в Тихом океане. На кой черт он им сдался, этот остров, совершенно не ясно, но дело-то, в общем, не в этом.

<b>То, что американский кинематограф слегка сошел с ума </b>и экранизирует уже комиксы – это общеизвестный медицинский факт. Клинт Иствуд до комиксов пока не опустился и успешно героизирует драку за песочницу. Первая часть истории про остров называется "Флаги наших отцов" и снята со стороны американцев. Ну, а что еще им остается, спрашивается? Соединенные Штаты в течение новейшей истории в военном смысле несли только масштабные поражения. Перл-Харбор, Корея, Вьетнам, сейчас вот на подходе Ирак и Афганистан, откуда они вскоре бесславно побегут. Но при этом не забудут рассказать всем о своей победе и снять десяток-другой боевых оскароносных фильмов. Но пес с ними, с американцами, про них уже давно все ясно. Уязвленное самолюбие рождает легенды в виде батальных фильмов про острова (была еще "Тонкая красная линия") и спасение разнообразных рядовых.
<b>Но мы-то что? У нас, в отличие от пиндосов </b>(если кто не знает, так в Сети называют американцев) есть настоящие победы, есть чем гордиться, и этого много. Но вместо этого Алексей Пиманов снимает фильм про какую-то блатоту, где ничего не понятно, но стреляют много. А ведь Пиманов не может не знать про героическую оборону Одессы, про песню Утесова "Ты ж одессит, Мишка, а это значит…", и про стихи Константина Симонова "...Мы не все вернемся, так и знайте", написанные в осажденной немцами Одессе.
<b>Почему бы не снять фильм об этом –</b> про героев Одессы, а не про знаменитое ее жулье? Что, это было так давно, что никто ничего не помнит и никому не интересно? Не поверю никогда. Интересно, причем молодежи. Да хоть бы и засунуть в фильм о войне детективную и любовную истории для окупаемости затрат – почему нет? Но нет. Нет и все. Американцы, у которых нет реальных поводов для гордости и военного пафоса, штампуют фильмы про героев пачками, а мы, чьей последней войны хватило бы Голливуду лет на сто бесперебойной работы, снимаем какую-то ахинею про дозоры и при этом нас просто-таки прет от гордости за рекордные сборы. Если выставить героин в открытую продажу, сборы тоже будут ого-го!
<b>Ладно, не надо про войну, если кто не хочет</b>. Давайте про светлое и чистое, про любовь. Но опять не получается. Если про любовь, то и тут в деле оказываются "наш Рембо", Михаил Пореченков, и дочка Никиты Михалкова. Вдобавок кино это снимает известная своей добротой и благожелательностью Дуня Смирнова. Не хо-чу!..
<b>И все это под разговоры о возрождении отечественного кинематографа</b>. Огромные вновь созданные киностудии пекут неведомо что в гигантском количестве, и в проектах – создание еще киностудий, еще и еще. Даешь больше мыла народу! Мыла и трупов, трупов и мыла. Программная линейка строится так: мыло в два, мыло в четыре, потом трупы в шесть, перерыв на новости, трупы в восемь, трупы в десять и в двенадцать ночи – дань умирающей традиции мыслить: "артхаус" с комментариями гнусавого кинокритика. А в два ночи уже можно посмотреть хорошее кино. Но ты уже так плотно закидан трупами, ментами, убойной силой и другим отстоем, что ничего не понимаешь, надо спать. И пусть тебе приснится Леонид Куравлев в роли туповатого милицейского полковника, который ловит рыбу.
<b>А ведь когда-то он играл другие роли</b>. "Живет такой парень", помните? Неужели люди живут так долго? Сегодня этот фильм был бы беспощадно зарублен уже на уровне синопсиса. Ни одного жмура, про секс и не намека, даже треугольника не просматривается. А вот "Калина красная" могла бы и проскочить, нужно было бы только усилить блатную линию и всунуть трупик-другой…
<b>Наш кинематограф – как наркота:</b> убивает медленно, но верно. Скоро уже некому будет смеяться над Америкой, потому что мы в нее саму и превращаемся. Превращаемся усилиями засланных биотехнологов, стоящих во главе всего нашего "теле-" и "кино-", превращаемся под разговоры о рентабельности телеканалов, под шелест глянцевых страниц с портретами миллионов хабенских и горобченко. Может ли сегодня быть снят такой фильм, как "Мимино"? Нет. Причем "нет" уже на уровне сознания продюсера.
<b>Старый добрый советский кинематограф </b>– так в свое время всеми проклинаемый – выполнял, помимо политической, важнейшую социальную задачу: производил много простых и качественных фильмов "про жизнь".
<b>– Знаешь, недавно c огромным удовольствием посмотрел </b>"Большую семью" Иосифа Хейфица... – сказал мне не так давно известный режиссер и продюсер моих лет, из очень хорошей семьи и блестяще образованный, – отличный фильм! В его собственном последнем фильме на фоне в общем-то чистой и честной истории про поиски первой любви прямо посередине сюжета лежит выразительный труп. Потому что без трупа в кино сейчас никак, труп и вурдалак в кино заняли место вчерашнего совестливого партийца и плотно обосновались в его кресле сталинских времен.
<b>А нам, для того чтобы сберечь рассудок </b>надо просто не ходить в кино. И не смотреть телевизор – это трудно, но надо стараться. И тогда мы увидим, что вокруг весна, любовь и некоторые признаки счастья.