15:1913 марта 200715:19
61просмотров
15:1913 марта 2007
IV международный фестиваль невербальных искусств
<b>Vertical_2007: БУТО relations</b>
<i></i>
<i>время:</i> <b>23- 25 марта</b><br><i>место:</i> <b>театр Мюзик-Холл</b>
<b></b>
<i>Этот танец нельзя выучить путем упражнений. Его движения тело с годами усваивает непроизвольно. Поэтому в Буто нет определенных упражнений. Мой танец является материализацией того, что скрывается в глубинах моего тела.</i>
Тацуми Хидзиката (выступление 9 февраля 1986 года на первом фестивале буто в Японии. Последнее публичное выступление Тацуми Хидзиката о буто).
<b>В этом году VERTICAL </b>выходит в свет в новом демисезонном пальто, – сменив осень на весну. Кутюрье все тот же – арт-центр БЕРЕГ. В конце марта VERTICAL откроет фестивальный сезон новой коллекцией изысканного искусства танца БУТО. БУТО relations вытащит Питер из зимней спячки авангардными апокрифами японского искусства.<br>Буто – явление уникальное, малоизученное, хотя давно ставшее модным. Это не совсем театр, не совсем танец.
<b>Два года назад в Петербурге</b> была приоткрыта завеса японского буто-сумасшествия. VERTICAL_2005: «MAD in JAPAN» все в том же Мюзик-Холле. Кто был – тот помнит; кто не был – тот до сих пор кусает локти. Тогда впервые в России показали свое мастерство прямые продолжатели дела Тацуми Хидзиката и Кацуо Оно, отцов-основателей Буто. Проводниками в бутошное пространство стали мастера «русского буто»: Антон Адасинский и театр DEREVO в своем старом легендарном составе.<br>Запущенный в 2005-ом в широкие массы вирус буто, через два года вернулся рецидивом «БУТО relations». Питер снова увидит перерождение тела через его «разрушение», погрузится в ребус снов буто, ощутит на себе состояние нетто: без упаковки и внешней шелухи.
<b>На этот раз Буто приедет </b>в новом мощном составе, созданном специально для европейского турне. Японский театр БУТО (LIB) (Токио, Япония) представляет японских мастеров, учеников великих основоположников буто. Впервые Россия увидит японских актрис буто (ранее импортировались только актеры)! Секрет Буто будет атакован с четырех сторон: теория и практика, движение и музыка (лекции концерты, мастер-классы, перформансы, спектакли...). Будет задействовано все пространство театра. Труппа японского театра Буто представит два спектакля: «Путешествие души» и «Танцуя Север. Танцуя Дух». Работа над первым проектом была завершена совсем недавно ведущим учеником Тацуми Хидзиката Юкио Вагури. В её основе лежат истории Шамана, происходящие из Сибири и Америки. По словам Вагури, искусство танца Буто – это психосоматический синтез шаманизма, например, путешествия по снам и иллюзиям, сумасшествия, разрушения, метаморфоз, феномена персонификации во вселенском масштабе, - вот те практики, в которых актёры Буто находят вдохновение. Однако важно отметить, что актёры Буто не являются шаманами. Посредством исполнения танца они воплощают истину, подобно шаманам, вне принятых обществом стереотипов. Представленная работа – истинное путешествие души, воплощённое в танце мастерами Буто, вдохновлённым историями шаманов. Второй перформанс представлен в виде двух соло-танцев, исполняемых соответственно танцовщицей Юко Юки и мастером Киния «Зулу» Цуриямой. Изображение в танце духа и природы Севера – основной мотив танца Юки, живущей на северо-востоке Японии. Исследование истоков культуры севера, такой, как Johmon, основное в творчестве танцовщицы. В представленной работе воплощается встреча ветра с жизнью и печалью, со смертью и смирением. Юко владеет мастерством импровизации в области традиционного фольклорного танца, что подтверждает высокий уровень мастерства танцовщицы. Внимание русской публики привлечёт выразительность и техническая сложность исполнения танца. Движения тела «Зуру» - воплощения музыки (джаз и рок) и танца, «танцующий дух». Его танец отличается особой легкостью, характеризуется, как «urbane lightness», но по праву является настоящим Буто. Его танец уже известен Петербургской публике, так как был представлен на фестивале пластических искусств VERTICAL_2005. Два различных танца образуют единую композицию пластического мастерства.
<b>ТРУППА ЯПОНСКОГО ТЕАТРА БУТО:</b><br>Йокио Вагури / Waguri Yukio, хореограф,актер <br>Тсурияма Кинья /Tsuruyama Kinya ZULU, хореограф, актер<br>Йуко Йуки / Yuko YUKI, актриса<br>Йуко Кавамото /Yuko KAWAMOTO, актриса<br>Асука Шимада /Asuka SHIMADA, актриса<br>Йошихиро Огуро/ Yoshihiro Ogura, актер<br>Масахиро Нитта /Masahiro NITTA, музыкант<br>Масару Сога /Masaru SOGA, музыкант<br>Томо /Томо, музыкант
Такаши Моришито /Takashi Morishito, профессор <br>токийского университета искусств, известный теоретик буто
<b>Соло-актер японского нео-буто Кэн Май</b> – мастер буто-импровизации.
<b>Его игру не передать словами. </b>Нельзя сделать кадр, распечатать и подарить. На кадре будет лишь расплывчатый фрагмент движения. Не тела, одетого в палитру размазанных красок, а именно движения, режущего пространство в месте перформанса. Переехав в другой мир, с юга на север, из Киото в Хельсинки, он создал новое пространство школы Буто.
<b>Кэн Май может быть на одной сцене</b> с Ником Кейвом /Nick Cave и APOCALIPTIKA, как 2 года назад в Чехии, и одновременно практиковать дзэн-буддизм в киотосских монастырях. Хотя и признается, что не любит, но выступает периодически на больших сценах с определенной программой и регламентом. Все смотрят и думают, что видят Буто. Но до этого еще далеко. Ведь Буто не может иметь регламента или программы… Несмотря на интенсивное современное соперничество школ Тацуми Хидзиката и Кацуо Оно, Кэн Май в своем стиле сумел воплотить творчестве влияние обеих. Выращенный первоначально как ученик Хидзиката, в начале 90-х он перепробовал множество школ Европы и Японии, пока наконец в 1995 году не пришел в студию Кацуо Оно. За свою долгую карьеру Кэн Май успел принять участие во многих театрально-музыкальных фестивалях. Вот лишь краткий список за несколько лет:
-Love Planet Music Festival (Tabor, Czech Republic) <br>- Broumov Festival (Czech Republic) <br>- Theatre European Regions International Theatre Festival (Hradec Kralove Czech Republic)<br>- Early Music Festival, (Cesky Krumlov, Czech Republic)
- Kyoto Dance Festival (Kyoto)<br>- Cibulak International Theatre Festival (Slovakia) <br>- Edinburgh Festival (2002)
<br><b>Кен Май воплотил в жизнь </b>около 30 соло-перформансов и стал режисером-постановщиком 20 спектаклей, в которых принимали участие актеры, художники и музыканты со всего мира. В данный момент Кэн Май работает в Финляндии с театром «Пера и Маски» над своим новым проектом совместно с Паулиной Сацуки: "Десять чертежей образа человека", премьера которого состоится в конце февраля в Хельсинки, а спустя месяц на фестивале Vertical_2007 Буто relations <br>Сам актёр говорит о своём творчестве: <i>«Мой стиль был поставлен Хидзиката, переделан мной и заполнен Кацуо Оно»</i> .
<b>На </b><a href="http://www.artbereg.ru/publication/index.php?publicationtree_id=83"><b>VERTICAL_2007</b></a><b> русское буто представит ODD DANCE театр</b>, который уже не первый десяток лет изучает явление танца буто, как образ жизни, как метод творчества. Два профессиональных хореографа и исполнителя Наталья Жестовская, Григорий Глазунов составляют ядро театра. В Петербурге воплощением буто в жизнь уже не первый десяток лет занимается театр «Odd-dance» в лице Григория Глазунова и Натальи Жестовской. Удивительно то, что долгое время танцоры даже не подозревали о своей сопричастности школе буто. Все началось в начале 90-х, когда актеры Интерьерного театра Жестовская и Глазунов, умеющие обращаться с маской и предметом, решили организовать собственный танцевальный проект. Цель проекта заключалась в желании минимализировать извержение слов в процессе театрального действа и стремлении выразить внутреннее содержание пьесы с помощью простых движений. Сейчас перформансы ODD DANCE «удивляют» своей аутентичностью буто эстетике, силой погруженности в передаваемый образ и текучестью импровизаций. На фестивале <a href="http://www.artbereg.ru/publication/index.php?publicationtree_id=83">VERTICAL_2007</a> в перформансы ODD DANCE будут включены художники музыканты из Финляндии, Ирландии и России. Это будет не просто танец – это будет «живописное буто»: движения актеров смешаются с красками и родится история, смысл которой проявится только у тех, кто это увидит…
<b>Фестиваль </b><a href="http://www.artbereg.ru/publication/index.php?publicationtree_id=83"><b>VERTICAL_2007</b></a><b> откроет концерт </b>музыкального дуэта Волкова и Фёдорова, недавно в Москве представивший свой новый альбом «Красота». Неслучайно мы открываем фестиваль невербальных искусств концертом этого музыкального дуэта… Разрушить основы традиционного искусства – цель, преследуемая не только танцорами, мастера в музыкальном пространстве - Волков и Фёдоров.
<b>Тексты песен далеки</b> от традиционного стихосложения. Их трудно читать - их хочется выкрикивать, стонать. При этом создаются очень яркие и точные, но трудно выразимые образы. Музыканты создают волнительное, самобытное искусство. В основе Буто - метаморфозы, происходящие с самим телом в диалоге с миром. В основе творчества Волкова и Фёдорова – метаморфозы звука, замешанные на экспрессии контрабаса Волкова и звучании «антипоэзии» в исполнении Фёдорова, эдакий ритмически изощренный авангардный романс.
<b>Кратко о том, что такое БУТО….</b>
<b>«Символы самости появляются из глубин тела», </b>- по словам К. Г. Юнга. Тогда буто, это скорее психосоматическое исследование, «археология тела»: снимая культурный слой за слоем – как рубашки юбки и пиджаки – буто добирается до изначального естества тела, до его скрытых возможностей.
<b>В основе техники буто </b>- искаженная, рассеянная пластика, движения, будто бы распадающиеся в пространстве. А в замедленности, сосредоточенности и созерцательности угадываются более древние истоки, идущие от театра Но и трехстиший хокку . Танцор буто, как и старинный японский поэт, стремится к слиянию с природой. И для того, чтобы оценить танец буто по достоинству, лучше всего все же довериться не рассудку, а чувствам. Тело босоногие импровизаторы уподобляли сосуду, который надо опустошить, освободить от всего личного, чтобы наполнить чужим, инородным, будь то дух дерева, сухого листа или старой женщины. Красота тела уже не имела никакого значения. Буто назвали «танцем тьмы» или «танцем теней». Философия буто связана с эзотерическими направлениями буддизма. И истинный смысл танца всегда будет скрыт от непосвященных.
<b>Иными словами, тело человека</b> становится проводником состояний, присутствующих на земле и в атмосфере. Это необыкновенный опыт, который получает зритель здесь и сейчас. Это существование, в котором Вселенная со всеми ее звуками и энергетическими колебаниями становится максимально близка и понятна человеку. В основе буто лежит не изображение и не символизация, но метаморфозы, происходящие с самим телом в диалоге с миром. Танец сам по себе является своим содержанием. Танец в буто и есть мысль.
Так что же такое буто? Искусство? Психосоматическая практика? Магия?
Ответьте себе лучше сами. Если сможете.