Армения накормит и обует петербуржцев

Около 20% армян, живущих в Петербурге, занимаются собственным бизнесом. Большая их часть нашла себя в ресторанном деле и бытовых услугах. В крупный бизнес армяне приходят редко.

<b>"Армяне</b> склонны создавать небольшие семейные или маленькие индивидуальные фирмы, – раскрывает особенности национального бизнеса учредитель владеющей тремя ресторанами компании "Сесар" Михаил Сардорян. – В крупный бизнес армяне приходят редко. Это обусловлено тем, что большая часть армянской нации живет вне Армении. В самой стране сейчас проживают 1,5 млн человек, а по миру разбросаны от 3,5 до 5 млн. В чужих странах нам легче создать свой небольшой бизнес, чем пробиться в крупную структуру. Так армяне обычно и поступают".
<b>"По официальным данным</b>, в Петербурге живут около 25 тыс. армян, – говорит председатель правления "Армянского землячества Петербурга" Арно Шарабханян. – Неофициально эта цифра примерно в 3 раза больше". Арно Шарабханян рассказал корреспонденту "ДП", что армянский бизнес в Петербурге представлен широко, и нельзя сказать, что армянские предприниматели развивают только одно-два направления.
<b>Значительная часть</b> армянских коммерсантов занимается ресторанами. Многие имеют мастерские по ремонту и пошиву обуви, владеют собственными пекарнями, парикмахерскими. Немало армян в логистике, в сфере шоу-бизнеса. Они владеют продюсерскими центрами, ночными клубами и т. д. В Петербурге работают несколько десятков ресторанов армянской кухни ("Эривань", "Ели-Пили", "Ноев Ковчег", "У Гагика" и др.).
<b>"Еще 5 лет назад </b>наша национальная кухня не пользовалась популярностью, – рассказывает Михаил Сардорян. – Ресторан для нас – это преимущественно семейный бизнес. Кроме того, владелец часто привлекает земляков: поваров и их помощников, которые приезжают в Петербург из Армении с удовольствием, потому что здесь гораздо выше зарплата".
<b>Кроме ресторанов</b>, в городе есть несколько маленьких обувных мастерских (примерно шесть-восемь), принадлежащих армянам.
<b>"Сапожник</b> – традиционная для нашего народа профессия. В 1990-е годы в Петербурге было множество кустарных производств обуви, принадлежащих армянам, – говорит генеральный директор "Агентства специальных исследований" Рубен Тертерян. – Сейчас рынок изменился, остались немногие, те, которые переквалифицировались в изготовление элитной обуви на заказ. Остальные сапожники уехали в Ростов и Краснодар, где и процветают сейчас благодаря отсутствию такой острой, как здесь, конкуренции".
<b>Приехав в Петербург</b>, многие армяне берутся за хорошо известное им дело – производство национального армянского лаваша. По оценкам специалистов, для организации мини-пекарни по выпечке лаваша требуется $5–10 тыс., которые окупаются за полгода работы.