Коневоды протянули копыта

Московский конезавод представил книгу о своей истории, надеясь привлечь этим внимание к орловским рысакам и своему «убыточному по определению» делу. Коннозаводчикам следует решать проблемы, отсеивая брак и оставляя лучшее, возражают эксперты.

<b>&#171;Сагу о первом московском конном заводе&raquo; </b>московские коннозаводчики представили на фотовыставке в Парадном зале Российского фонда культуры, посвященной орловским рысакам. Книга о конезаводе издана в подарочном формате тиражом всего в 1 000 экземпляров. В свободной продаже она появится только в том случае, если конезавод договорится со спонсорами издания книги о дополнительном тираже другого формата. Сами коннозаводчики в силу финансовых трудностей оплатить издание книги не в состоянии.
<b>&laquo;Коневодство убыточно по определению</b>, тем более на нашем заводе содержание лошадей обходится очень дорого, так как находимся мы не в степях&raquo;, - пояснил dp.ru директор Московского конезавода Юрий Прохоров. По его словам, основным источником дохода конезавода является содержание лошадей, принадлежащих частным владельцам. За полный пансион для лошади последние выкладывают $600 в месяц.
<b>Гарантированную финансовую поддержку </b>конезавод может получить, если орловских рысаков, которых он разводит, включат в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Эту инициативу московских коннозаводчиков несколько месяцев назад поддержали две организации - Российский фонд культуры и Национальный центр опеки наследия, которые направили в правительство России совместное письмо с просьбой рассмотреть предложение о получении сертификата ЮНЕСКО.
<b>&laquo;Письмо лежит в правительстве с августа</b>, но ответа мы пока не получили&raquo;, - сообщил представитель Национального центра Юрий Мазуров. &laquo;Орловцы&raquo; относятся к разряду малочисленных пород и, по мнению коннозаводчиков, их разведение требует особого внимания государства. &laquo;Орловские рысаки сегодня незаслуженно недооценены, - утверждает Прохоров. - В развитых странах местные породы считаются элитными, а у нас все наоборот&raquo;.
<b>Живыми символами России </b>называют коннозаводчики орловских рысаков. Но популярностью в России они сегодня не пользуются, несмотря на их универсальность и невысокую рыночную стоимость.
<b>Средняя цена </b>на эту породу составляет лишь около $1 тыс., но орловские рысаки немодны и среди частных владельцев. На аукционах московского конезавода орловские рысаки выставляются с первоначальной ценой в $1,5 тыс., и ее редко удается сильно повысить, говорит Прохоров.
<b>Самая дорогая лошадь </b>этой породы была продана московским конезаводом за $17 тыс. &laquo;Однажды мы рискнули выставить на торги орловского рысака за $40 тыс., но его никто не купил&raquo;, - сетует коннозаводчик.
<b>Затраты на содержание </b>лошадей вырученная от их продажи сумма, как правило, не покрывает. Себестоимость орловского рысака, выращенного на московском конезаводе, составляет как минимум $3 тыс.
<b>Коннозаводчикам не стоит рассчитывать на помощь </b>государства, считает Галина Чернявская, директор частной племенной конефермы &laquo;Карцево&raquo; (Московская область). &laquo;В нашем деле единственный способ удержаться на плаву – растить качественных лошадей и улучшать породу. Тогда лошади будут конкурентоспособными и будут хорошо продаваться. Надо выбраковать все лишнее и оставить самое лучшее, - говорит она. - Я не считаю, что коннозаводство - априори убыточная отрасль. Но она, конечно, позднеспелая: в лошадей нужно вкладывать деньги и силы не один год, чтобы потом получить от них отдачу&raquo;.