00:0022 ноября 200600:00
15просмотров
00:0022 ноября 2006
СПб. Скоро Правительство России объявит конкурс региональных проектов комплексной модернизации систем образования.
Суть его
заключается в том, чтобы стимулировать регионы вводить новые системы оплаты
труда, нормативное подушевое финансирование, оценки качества образования,
расширять общественное участие в управлении образованием.
Федеральное
правительство как бы <выкупает> реформы у регионов. Ведь зачастую издержки на
проведение изменений настолько высоки, что регионы не могут пожертвовать
неотложными насущными расходами в пользу модернизации. В школах не хватает
оборудования, сами здания иногда в угрожающем состоянии, во многих нет теплого
туалета, центрального отопления.
Именно поэтому правительство решило дать
средства, которые регион имеет право потратить на укрепление материальной базы,
в расчете на то, что высвободившиеся деньги пойдут на проведение реформ,
отмечает ректор Института проблем образовательной политики <Эврика>, член
Общественной палаты РФ Александр Адамский.
-В чем заключается
комплексность проекта?
-Речь идет о том, чтобы разрозненные проекты
модернизации образования объединить общей результативностью.
В России уже
несколько лет осуществляются несколько проектов модернизации системы
образования: ЕГЭ, профильное обучение, нормативное финансирование, общественное
управление, информатизация.
Сегодня как власти, так и профессиональному
сообществу важно понять, в чем общий комплексный эффект нововведений. Можно ли
обобщить результативность разрозненных проектов, повысив качество бюджетной
образовательной услуги, а соответственно и в целом поднять эффективность
использования бюджетных средств?
-Как будет проходить финансирование
реформ?
-Федеральные средства будут выделены не всем. Двадцати субъектам
РФ в 2007 г., десяти - в 2008-м, а потом еще десяти - в 2009-м. То есть в
течение 3 лет начиная с 2006 г. предстоит осуществлять конкурсный отбор
субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты. Средства
федерального бюджета, предоставленные субъектам РФ в форме субсидий, будут
зачислены на счета территориальных органов Федерального
казначейства.
Регионам, где много сельских школ, отдано предпочтение:
размер субсидий зависит от количества городских и сельских школьников, причем
для последних квота удвоена.
Размер субсидий может быть скорректирован
конкурсной комиссией в зависимости от содержания и качества проекта, но при этом
ограничивается верхней планкой (300 млн рублей).
-Как можно определить
главную задачу реформ?
-Стратегическая задача поддержки и развития
региональных комплексных проектов - повышение качества образовательных услуг и
эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на
образование.
При этом в регионах будет обеспечено создание условий для
повышения доступности и качества общего образования, эффективности использования
образовательных ресурсов, доходов учителей в зависимости от качества
труда.
Таким образом, результатами комплексных проектов станут:
доступность, качество, эффективность образования, а также рост доходов
учителей.
Конкурс инновационных школ, плох он или хорош, стал
прецедентом: на образовательном горизонте появился ориентир развития, уверен
ректор Института проблем образовательной политики <Эврика> Александр
Адамский.
На заметку
- Самым значимым событием в сфере образования
в 2006 г. стал конкурсный отбор школ, реализующих инновационные образовательные
программы.
- Но опыт отбора победителей показал, что порой выбирали
<лучшие школы>, а не школы, внедряющие инновационные образовательные
программы.
- Школа, работающая в инновационном режиме, лучшей по
традиционным показателям быть, во-первых, не обязана, во-вторых, зачастую
объективно не в состоянии: ресурс ограничен и уходит на другое, инновации, как
правило, дело недешевое.