Ученые доказали власть денег над разумом

Больше, чем любовь, возбуждают только деньги – гласит афоризм. Между тем ученые доказали - не только сами деньги, но даже мысли о них серьезно сказываются на поведении людей и делают их более прижимистыми и эгоистичными.

<span class=Apple-style-span>
<b>Просто показывая людям деньги,</b> можно значительно влиять на их поведение. Кэтлин Вохс, доцент кафедры маркетинга в Университете штата Миннесота, вместе со своими коллегами провела серию экспериментов, в которых людей просили отгадать загадки или решить несложные задачи. Выяснилось, что поведение привлеченных к эксперименту людей менялось, когда перед ними появлялись деньги или их побуждали думать о деньгах. Отчет об исследовании зависимости мышления человека от денег был опубликован в пятницу в журнале Science.
<b>Две группы испытуемых</b>, одним из которых во время экспериментов приходилось думать о деньгах, а другим - нет, вели себя по-разному. &#171;Простое присутствие денег изменяет людей, - говорит Вохс, - причем эффект можно считать как отрицательным, так и положительным: демонстрация денег или напоминание о них повышает у людей чувство самостоятельности, но делает их менее коммуникабельными&raquo;.
<b>Небогатый студент</b>, который хочет переехать на новую квартиру, попросит друзей помочь перевезти ему вещи, и, выполняя эту работу вместе, они общаются и весело проводят время. Но как только студент получит хорошую работу, и у него появятся деньги, для перевозки вещей он наймет грузчиков. Это более эффективный способ, но студент понесет потери в виде возможностей для личного общения.
<b>Основная идея</b>, как поясняют ученые, в том, что в начале своей эволюции каждый человек нуждался в ком-то, кто мог бы ему помочь строить жилище или добывать пищу. На смену системе натурального обмена пришли деньги, которые можно было обменивать на вещи или услуги, позволяя людям добиваться желаемого без посторонней помощи. Так, со временем мы пришли к тому, что люди с деньгами перестали нуждаться в других людях.
<b>В ходе одного из</b> проведенных учеными экспериментов 52 студента были разделены на две группы, каждой из которых было дано задание: составить предложения из разбитого на буквы набора слов. В результате одна группа составила предложение, в котором упоминались деньги, а у другой получилась нейтральная фраза о погоде за окном.
<b>Затем этим же студентам</b> предложили решить головоломку и сказали, что в любой момент они могут обратиться за подсказкой. В итоге группа студентов, в предложении которой упоминались деньги, пыхтела без подсказок 5 минут 12 секунд. Студенты, у которых предложение было не о деньгах, но в поле зрения которых была помещена пачка игрушечных денег из настольной игры, продержалась почти столько же. Тем временем третья группа – студенты, которые составили предложение без денег, и в поле зрения которых никаких напоминаний о деньгах не было, сдалась уже через три с небольшим минуты.
<b>В другом испытании </b>каждому в разбитой на две команды группе студентов раздали по два доллара мелочью и предложили решить задание с предложениями, в одном из которых упоминались деньги, а в другом нет. После этого испытуемым предложили сделать добровольные пожертвования в фонд нуждающихся студентов. Оказалось, что в среднем студенты, которые работали над нейтральными предложениями, пожертвовали $1,34, в то время как те, задания которых напомнили о деньгах, были куда менее щедры и оставили в среднем лишь по 77 центов.
<b>В еще одном испытании </b>студенты сидели в аудитории и заполняли анкеты. При этом некоторые из них были посажены перед эмблемой, изображавшей деньги, другие видели изображение цветов, а третьим демонстрировался красивый вид на море. Когда студентам в тесте было предложено выбрать между коллективными и индивидуальными действиями, то чаще всего предпочтение второму пункту отдавали именно те, кто видел эмблему денег.
<b>Эксперименты показывают</b>, что даже весьма тривиальное воздействие деньгами меняет цели и поведение людей, прокомментировали выводы исследования ученые из британского Эксетерского университета. &laquo;Люди, которых наталкивают на мысли о деньгах, показывают более уверенный в себе, но также и более эгоистичный подход к решению проблем, чем люди, которых побуждают думать от нейтральных вещах&raquo;, - заключили они.
</span>