Три рождения "Пассажа"

В универмаг поначалу пускали за плату

СПб. В 1845 г. граф Яков Эссен-Стенбок-Фермор приобрел на углу Невского пр. и Садовой ул. земельный участок с домом, намереваясь превратить его в новый универмаг.
Прежде граф зарабатывал на покупке, перестройке, продаже или аренде доходных домов. Известность же ему принесла постройка платных общедоступных бань на Моховой.
В середине XIX в. в Петербурге насчитывалось около 12 тыс. торговых предприятий. Самым крупным был Гостиный Двор, объединявший под своей крышей более 300 торговых заведений. Но темнота и теснота гостинодворских лавок, нечистоплотность торговцев приводили к тому, что фешенебельная публика предпочитала иностранные магазины отечественным. Аристократам и богатым людям явно требовались "свои" торговые ряды - европейского образца.
Стройка века
Для реализации проекта Яков Иванович пригласил архитектора Рудольфа Желязевича, который уже имел опыт проектирования и к тому же хорошо разбирался в новых строительных материалах. В 1840-1850 гг. в европейской архитектуре при создании утилитарных построек начали использовать сборные металлические конструкции.
Проектируя здание, архитектор ориентировался на заграничные образцы. В Европе пассажи возводились в кварталах с плотной застройкой. Магазины в них располагались друг над другом, по обе стороны от прохода (passage - фр.), для экономии пространства. В разработанном варианте предполагалась лишь внутренняя перестройка здания. Вмешательство Николая I вынудило изменить планы - проход в магазине пришлось делать строго посредине участка. Для выполнения требования дом пришлось снести, а графу - взять заем в 240 тыс. рублей, чтобы завершить начатое. Тем не менее Стенбок-Фермор оптимизма не терял. По его расчетам, основная прибыль должна была поступать от аренды (331 рубль в год с одной точки). Плата за наем торговых мест была одной из самых крупных статей дохода городского бюджета и, например, в 1846 г. составляла 1.251.537 рублей.
Мечтая о том, чтобы в здании располагались магазины, рестораны, кафе, зимние сады, театральный зал и многое другое, в Петербурге доселе невиданное, Яков Иванович и не предполагал, что осуществление мечты растянется на полвека.
Психология и бизнес
22 мая 1848 г. состоялось торжественное открытие нового торгового заведения. Причем первые 3 дня в универмаг пускали только за плату (50 копеек серебром). Открывшийся "Пассаж" представлял собой трехэтажное здание с крытой стеклянной галереей, с магазинами, расположившимися поярусно. В здание провели водопровод и газовое освещение, на всех этажах были ватерклозеты.
"Пассаж" фактически был первым торгово-развлекательным комплексом - в нем объединились магазины, кафе, развлекательные заведения. Грезы графа приобрели вполне отчетливые физические контуры. Хотя зимние сады из проекта пришлось убрать вообще, а театральный зал был заменен на концертный.
К тому же граф оказался плохим психологом. Учитывая вкусы потребителя, он не учел интересы арендаторов. К моменту открытия из 168 магазинов была арендована только треть. Российские купцы не желали перебираться в новое здание, поскольку лишались, например, возможности рекламировать свой товар привычным образом. И долгое время основными арендаторами были иностранцы.
Чтобы расплатиться по займу, графу пришлось вновь брать ссуду (510 тыс. рублей) и просить освобождения от уплаты налогов сроком на 10 лет. В 1853 г. вдова его младшего брата (главного кредитора) - Надежда Алексеевна потребовала вернуть долг. "Пассаж" она купила почти за бесценок - за 389.360 рублей.
Женская эра
Благодаря энергии новой хозяйки на втором этаже открылись мастерские, на третьем ресторатор Скосырев устроил гостиницу, развилась торговля в туннеле.
Магазины "Пассажа" по-прежнему делали ставку на богатого потребителя. Все новинки одежды, аксессуаров, украшений появлялись на прилавках универмага одновременно с европейскими. Понятие моды было неотделимо от "Пассажа". Но вместе с переменами позитивными пришли и негативные. В 1860-е гг. появляется новый тип покупателей - средние и мелкие чиновники, разночинная интеллигенция. С расчетом на них формируется программа развлекательных заведений. В подвале устраивают "Музей искусств и знаний Гесснера", демонстрируют живого крокодила.
Со смертью графини женская эра в жизни универмага не закончилась. Здание приобрела княгиня Барятинская. В качестве управляющего княгиня наняла инженера Сергея Козлова и на полученный заем начала реконструкцию. После перестройки появился еще один этаж, установили лифт, в подвале поставили электростанцию. В туннеле заработал фруктовый рынок.
Магазины "Пассажа" обрели былую популярность. К тому же на репутацию фирмы работали те, кто за долгий срок ни разу ей не изменил, - Фридрих Вильгельм Боне (магазин шляп), Иосиф Брудерер (часовой магазин) и др.
Торговая активность росла быстро. "Пассаж" хорошо чувствовал перемены, мгновенно отзываясь на них. Регулярно открывались новые отделы - фотоаппаратов, граммофонов и пластинок. Но наряду с ними увеличивалось количество специализированных точек (в 1915 г. в универмаге работало 9 шляпных магазинов). Теперь торговый дом приносил до 200 тыс. рублей чистой прибыли. Не отставали и развлекательные заведения. Перед Первой мировой войной в туннеле, сменяя друг друга, работали кабаре и варьете. Концертный зал был переоборудован в театральный, известный благодаря театру Комиссаржевской.
После революции магазин национализировали. Открылся он в 1922 г., когда в марте заработали первые 10 магазинов, в ноябре их было уже 34.
"Пассаж", вмещавший магазины, кафе, концертные залы, был "дедушкой" современных торгово-развлекательных центров.
Кстати
- Петербургский "Пассаж" не был первой российской постройкой в этом жанре. В 1840-1841 гг. в Москве архитектор Михаил Быковский построил пассаж, получивший название по имени своего владельца - князя Голицына.
- Здание освещалось 800 газовыми рожками, подвал - 300.
Источник: Петров Г.Ф. "Пассаж. Санкт-Петербург. 1848-1998".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.