00:0005 октября 200600:00
119просмотров
00:0005 октября 2006
В универмаг поначалу пускали за плату
СПб. В 1845
г. граф Яков Эссен-Стенбок-Фермор приобрел на углу Невского пр. и Садовой ул.
земельный участок с домом, намереваясь превратить его в новый
универмаг.
Прежде граф зарабатывал на покупке, перестройке, продаже или
аренде доходных домов. Известность же ему принесла постройка платных
общедоступных бань на Моховой.
В середине XIX в. в Петербурге
насчитывалось около 12 тыс. торговых предприятий. Самым крупным был Гостиный
Двор, объединявший под своей крышей более 300 торговых заведений. Но темнота и
теснота гостинодворских лавок, нечистоплотность торговцев приводили к тому, что
фешенебельная публика предпочитала иностранные магазины отечественным.
Аристократам и богатым людям явно требовались "свои" торговые ряды -
европейского образца.
Стройка века
Для реализации проекта Яков
Иванович пригласил архитектора Рудольфа Желязевича, который уже имел опыт
проектирования и к тому же хорошо разбирался в новых строительных материалах. В
1840-1850 гг. в европейской архитектуре при создании утилитарных построек начали
использовать сборные металлические конструкции.
Проектируя здание,
архитектор ориентировался на заграничные образцы. В Европе пассажи возводились в
кварталах с плотной застройкой. Магазины в них располагались друг над другом, по
обе стороны от прохода (passage - фр.), для экономии пространства. В
разработанном варианте предполагалась лишь внутренняя перестройка здания.
Вмешательство Николая I вынудило изменить планы - проход в магазине пришлось
делать строго посредине участка. Для выполнения требования дом пришлось снести,
а графу - взять заем в 240 тыс. рублей, чтобы завершить начатое. Тем не менее
Стенбок-Фермор оптимизма не терял. По его расчетам, основная прибыль должна была
поступать от аренды (331 рубль в год с одной точки). Плата за наем торговых мест
была одной из самых крупных статей дохода городского бюджета и, например, в 1846
г. составляла 1.251.537 рублей.
Мечтая о том, чтобы в здании
располагались магазины, рестораны, кафе, зимние сады, театральный зал и многое
другое, в Петербурге доселе невиданное, Яков Иванович и не предполагал, что
осуществление мечты растянется на полвека.
Психология и бизнес
22
мая 1848 г. состоялось торжественное открытие нового торгового заведения. Причем
первые 3 дня в универмаг пускали только за плату (50 копеек серебром).
Открывшийся "Пассаж" представлял собой трехэтажное здание с крытой стеклянной
галереей, с магазинами, расположившимися поярусно. В здание провели водопровод и
газовое освещение, на всех этажах были ватерклозеты.
"Пассаж" фактически
был первым торгово-развлекательным комплексом - в нем объединились магазины,
кафе, развлекательные заведения. Грезы графа приобрели вполне отчетливые
физические контуры. Хотя зимние сады из проекта пришлось убрать вообще, а
театральный зал был заменен на концертный.
К тому же граф оказался плохим
психологом. Учитывая вкусы потребителя, он не учел интересы арендаторов. К
моменту открытия из 168 магазинов была арендована только треть. Российские купцы
не желали перебираться в новое здание, поскольку лишались, например, возможности
рекламировать свой товар привычным образом. И долгое время основными
арендаторами были иностранцы.
Чтобы расплатиться по займу, графу пришлось
вновь брать ссуду (510 тыс. рублей) и просить освобождения от уплаты налогов
сроком на 10 лет. В 1853 г. вдова его младшего брата (главного кредитора) -
Надежда Алексеевна потребовала вернуть долг. "Пассаж" она купила почти за
бесценок - за 389.360 рублей.
Женская эра
Благодаря энергии новой
хозяйки на втором этаже открылись мастерские, на третьем ресторатор Скосырев
устроил гостиницу, развилась торговля в туннеле.
Магазины "Пассажа"
по-прежнему делали ставку на богатого потребителя. Все новинки одежды,
аксессуаров, украшений появлялись на прилавках универмага одновременно с
европейскими. Понятие моды было неотделимо от "Пассажа". Но вместе с переменами
позитивными пришли и негативные. В 1860-е гг. появляется новый тип покупателей -
средние и мелкие чиновники, разночинная интеллигенция. С расчетом на них
формируется программа развлекательных заведений. В подвале устраивают "Музей
искусств и знаний Гесснера", демонстрируют живого крокодила.
Со смертью
графини женская эра в жизни универмага не закончилась. Здание приобрела княгиня
Барятинская. В качестве управляющего княгиня наняла инженера Сергея Козлова и на
полученный заем начала реконструкцию. После перестройки появился еще один этаж,
установили лифт, в подвале поставили электростанцию. В туннеле заработал
фруктовый рынок.
Магазины "Пассажа" обрели былую популярность. К тому же
на репутацию фирмы работали те, кто за долгий срок ни разу ей не изменил, -
Фридрих Вильгельм Боне (магазин шляп), Иосиф Брудерер (часовой магазин) и
др.
Торговая активность росла быстро. "Пассаж" хорошо чувствовал
перемены, мгновенно отзываясь на них. Регулярно открывались новые отделы -
фотоаппаратов, граммофонов и пластинок. Но наряду с ними увеличивалось
количество специализированных точек (в 1915 г. в универмаге работало 9 шляпных
магазинов). Теперь торговый дом приносил до 200 тыс. рублей чистой прибыли. Не
отставали и развлекательные заведения. Перед Первой мировой войной в туннеле,
сменяя друг друга, работали кабаре и варьете. Концертный зал был переоборудован
в театральный, известный благодаря театру Комиссаржевской.
После
революции магазин национализировали. Открылся он в 1922 г., когда в марте
заработали первые 10 магазинов, в ноябре их было уже 34.
"Пассаж",
вмещавший магазины, кафе, концертные залы, был "дедушкой" современных
торгово-развлекательных центров.
Кстати
- Петербургский "Пассаж"
не был первой российской постройкой в этом жанре. В 1840-1841 гг. в Москве
архитектор Михаил Быковский построил пассаж, получивший название по имени своего
владельца - князя Голицына.
- Здание освещалось 800 газовыми рожками,
подвал - 300.
Источник: Петров Г.Ф. "Пассаж. Санкт-Петербург.
1848-1998".