Елена Коловская: "Мы ближе к туркам, чем к японцам"

СПб. На прошлой неделе в Эрмитажном театре проходил международный симпозиум по проблемам современного искусства "Музей и арт-рынок".

Почему симпозиум поднимает такую тему и что нам ждать от арт-рынка, рассказала один из организаторов, исполнительный директор Института ПРО АРТЕ Елена Коловская.
- Чем продиктовано проведение симпозиума именно сейчас?
- Идее проведения такого симпозиума уже 2 года, просто долго собирались. Она принадлежит Эрмитажу, а "Институт ПРО АРТЕ" с нашим знанием современного искусства пригласили присоединиться к его организации чуть позже. Проведение симпозиума с такой темой сейчас весьма актуально: в России медленно и мучительно, но все же начинает складываться рынок современного искусства. По какому пути и как быстро пойдет его развитие - пока трудно сказать. Процесс тормозится особенностями культурологического плана.
Традиции визуального восприятия в России достаточно консервативны. Поэтому сказать, что через несколько лет у нас все будет охвачено любовью к современному искусству, наверное, нельзя. С другой стороны, для развития рынка существуют экономические стимулы. Появляется класс людей с деньгами, которые хотят покупать искусство не только для того, чтобы, как в мультфильме про Простоквашино, картина дырку на стене загораживала или красиво сочеталась с диванчиком в гостиной, а с целью инвестирования.
В Москве существует целый ряд серьезных коллекционеров, которые уверены, что средства, вложенные в искусство, сохранены и с течением временем будут преумножаться на порядки. В Петербурге таких серьезных коллекционеров, насколько я знаю, пока нет.
- Как российские и зарубежные участники оценивают перспективы развития отечественного рынка современного искусства?
- Существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Московские галеристы, которые 10 лет занимаются галерейным бизнесом, считают, что рынка нет и при существующем сильном влиянии государства на сферу культуры не известно, когда он появится.
Западные коллеги гораздо более оптимистичны в своих оценках. Например, аукционисты дома Chri-stie's полагают, что ситуация будет развиваться как в Китае и Индии, где сейчас много молодых людей с деньгами, которые скупают все, буквально метут современное искусство. Когда в России сформируется критическая масса людей, готовых вкладывать в искусство, то они будут обращаться именно к современному искусству, которое доступнее и дешевле антикварного. Но лично я опасаюсь, что этому будет препятствовать российская традиция визуальной культуры, сформированная в том числе и музеями.
- Могло бы существующую традицию визуальной культуры, про которую вы говорите, откорректировать открытие музея современного искусства?
- Система современного искусства состоит не только из музеев или частных коллекций, а из многих разных компонентов: музеев, галерей, благотворительных и образовательных институций, биеннале и т.д.
Один маленький музей современного искусства ситуацию все равно не переломит. Я недавно прилетела из Стамбула. Там есть музей современного искусства. Но сказать, что в Турции рынок цветет и все с ума сходят по современному искусству, нельзя. Потому что другая традиция.
А с другой стороны - есть пример Японии. Несмотря на свои особенности визуального искусства, японцы большие поклонники и ценители современного искусства. У них много музеев, галерей.
Может быть, многое зависит от дисциплинированности народа, и, мне кажется, в этом смысле мы ближе к туркам, чем к японцам.
В 1999г. в Петербурге был создан "Институт ПРО АРТЕ". Он и по сей день остается единственным учреждением, изучающим и пропагандирующим явления культуры и искусства XX века. У штурвала института - Елена Коловская.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.