00:0020 сентября 200600:00
18просмотров
00:0020 сентября 2006
СПб. На прошлой неделе в Эрмитажном театре проходил международный симпозиум по проблемам современного искусства "Музей и арт-рынок".
Почему симпозиум поднимает такую тему и что нам ждать от
арт-рынка, рассказала один из организаторов, исполнительный директор Института
ПРО АРТЕ Елена Коловская.
- Чем продиктовано проведение симпозиума именно
сейчас?
- Идее проведения такого симпозиума уже 2 года, просто долго
собирались. Она принадлежит Эрмитажу, а "Институт ПРО АРТЕ" с нашим знанием
современного искусства пригласили присоединиться к его организации чуть позже.
Проведение симпозиума с такой темой сейчас весьма актуально: в России медленно и
мучительно, но все же начинает складываться рынок современного искусства. По
какому пути и как быстро пойдет его развитие - пока трудно сказать. Процесс
тормозится особенностями культурологического плана.
Традиции визуального
восприятия в России достаточно консервативны. Поэтому сказать, что через
несколько лет у нас все будет охвачено любовью к современному искусству,
наверное, нельзя. С другой стороны, для развития рынка существуют экономические
стимулы. Появляется класс людей с деньгами, которые хотят покупать искусство не
только для того, чтобы, как в мультфильме про Простоквашино, картина дырку на
стене загораживала или красиво сочеталась с диванчиком в гостиной, а с целью
инвестирования.
В Москве существует целый ряд серьезных коллекционеров,
которые уверены, что средства, вложенные в искусство, сохранены и с течением
временем будут преумножаться на порядки. В Петербурге таких серьезных
коллекционеров, насколько я знаю, пока нет.
- Как российские и зарубежные
участники оценивают перспективы развития отечественного рынка современного
искусства?
- Существуют две диаметрально противоположные точки зрения.
Московские галеристы, которые 10 лет занимаются галерейным бизнесом, считают,
что рынка нет и при существующем сильном влиянии государства на сферу культуры
не известно, когда он появится.
Западные коллеги гораздо более
оптимистичны в своих оценках. Например, аукционисты дома Chri-stie's полагают,
что ситуация будет развиваться как в Китае и Индии, где сейчас много молодых
людей с деньгами, которые скупают все, буквально метут современное искусство.
Когда в России сформируется критическая масса людей, готовых вкладывать в
искусство, то они будут обращаться именно к современному искусству, которое
доступнее и дешевле антикварного. Но лично я опасаюсь, что этому будет
препятствовать российская традиция визуальной культуры, сформированная в том
числе и музеями.
- Могло бы существующую традицию визуальной культуры,
про которую вы говорите, откорректировать открытие музея современного
искусства?
- Система современного искусства состоит не только из музеев
или частных коллекций, а из многих разных компонентов: музеев, галерей,
благотворительных и образовательных институций, биеннале и т.д.
Один
маленький музей современного искусства ситуацию все равно не переломит. Я
недавно прилетела из Стамбула. Там есть музей современного искусства. Но
сказать, что в Турции рынок цветет и все с ума сходят по современному искусству,
нельзя. Потому что другая традиция.
А с другой стороны - есть пример
Японии. Несмотря на свои особенности визуального искусства, японцы большие
поклонники и ценители современного искусства. У них много музеев,
галерей.
Может быть, многое зависит от дисциплинированности народа, и,
мне кажется, в этом смысле мы ближе к туркам, чем к японцам.
В 1999г. в
Петербурге был создан "Институт ПРО АРТЕ". Он и по сей день остается
единственным учреждением, изучающим и пропагандирующим явления культуры и
искусства XX века. У штурвала института - Елена Коловская.