16:0530 июня 200616:05
7просмотров
16:0530 июня 2006
Реформа налогового администрирования, которую готовит Госдума РФ, заставит бизнес 6 месяцев подряд предоставлять бумажки выездным налоговым контролерам, а банки - выплачивать из собственного кармана долги неплательщиков.
В пятницу Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект о реформе налогового администрирования. Изменения в законодательстве коснутся в первую очередь порядка проведения налогового контроля: учета в налоговых органах, сроков, процедуры проверки, порядка обжалования решений, ну и, конечно, ответственности.
Законопроект инициировало правительство после прошлогоднего президентского заявления о том, что пора «перестать терроризировать бизнес». Между тем не ясно, удастся ли депутатам выполнить это пожелание с помощью новой инициативы.
Еще в мае представители предпринимательского объединения «ОПОРА России» утверждали, что поправки не согласованы с бизнесом и что «их принятие откроет перед фискальными органами неограниченные возможности по давлению на предпринимателей». Теперь мнение изменилось. «Этот законопроект не дал всего того, чего мы хотели, но все же что-то достигнуто. По крайней мере, это редкий случай того, когда закон не усложняет нашу жизнь», - сказал вице-президент «ОПОРЫ России» Александр Паперно.
<b>Дыры в законе</b>
Как оказалось, одобрительно к законопроекту относятся не все. «Это штопка зияющих дыр в законодательстве, при этом далеко не всех», - утверждает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.
Законодатели попытались упростить жизнь налогоплательщикам, сократив максимальное количество проверок одной фирмы в течение одного календарного года до двух.
Одновременно они усложнили положение компаний, разрешив продлевать срок проверки с двух до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Фактически, по мнению экспертов, устанавливается 6-месячный срок проверки.
<b>Банкам не повезло </b>
В новом законопроекте депутаты предлагают разрешить налоговикам взыскивать убытки с кредитных организаций, которые своевременно не приостановили операции по счетам компаний-неплательщиков по предписанию ФНС. Проще говоря, банкам придется из собственного кармана расплачиваться за провинившиеся фирмы в полном объеме.
Потребовать уплатить деньги с банка намного проще: он никуда не денется, в то время как, например, фирму-неплательщика еще надо найти, сказал управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.
«Законодателям стоило бы решить все казусы, которые возникают у банков при исполнении решения о приостановлении операций по счетам клиентов, так как чаще всего случаи неисполнения или несвоевременного исполнения банками таких требований налоговых органов возникают из-за неурегулированности различных ситуаций. Если банки и налоговые органы окажутся в разных городах, то это может повлечь за собой большую волокиту, увеличение бумажного оборота, значительное увеличение расходов на командировки, а также увеличение фактического срока налоговых проверок», - сказал начальник юридического управления Судостроительного банка Александр Ульянов.
Таким образом, положение налогоплательщиков принципиально не изменилось: расписаны некоторые процедуры, но по сравнению с этим дополнительные права налоговиков оказались куда более значительными, заключает руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. <br>