12:0716 июня 200612:07
7просмотров
12:0716 июня 2006
"Пятерочка", "Евросеть" "Патэрсон", "Чайная ложка" и другие сетевые компании растут как на дрожжах. Основа их экспансии – франчайзинг. Торговля брендом становится отдельным от профильного видом бизнеса. Но количество не всегда переходит в качество.
Репутация участников франчайзинга зависит от каждого из них. Банкротство франчайзера или отрицательная информация о нем в СМИ автоматически отражается на франчайзи. А ухудшение качества или сервиса любого из франчайзи влияет на репутацию франчайзера. Потребителю не важны детали бизнеса – имя одно для всех.
<b></b>
<b>Осторожность </b><br>Сеть салонов связи "Цифроград" в 2006 году отказалась от развития франчайзинговой сети, выкупив у своих партнеров около 100 магазинов. "Связной" также предпочитает открывать собственные салоны, понимая, что проще поддерживать единый стандарт качества в своих точках, чем добиваться соблюдения регламента от франчайзи. Получить франшизу мировых брендов Pizza Hut или KFC также очень непросто.
<b></b>
<b>Нечестный франчайзи <br></b>Заключив соглашение с правообладателем, франчайзи начинает ощущать бизнес своим. С одной стороны, это вполне нормально – ведь он нанимает персонал и руководит хозяйственной деятельностью предприятия. Для франчайзера это – залог высокой мотивации, но есть здесь и некоторая доля риска. Франчайзи платит правообладателю роялти. Величина платежа определяется как доля совокупного дохода, оборота или объема прибыли. Франчайзи может занижать отчисления, скрывая истинный доход посредством предоставления фальсифицированных отчетов.
<b></b>
<b>Подвох </b><br>Законодательство не ограничивает бывшего франчайзи в виде деятельности. Таким образом, поменяв вывеску, он может использовать полученный опыт, ноу-хау и методы ведения бизнеса. И даже стать конкурентом. В 2004 компания "Сибирский берег" (Нижний Новгород) не стала продлевать договор франчайзинга с сетью "Крошка-Картошка" компании "Технология и питание" и открыла в городе сеть кафе под другим названием – "Картофельный папа". В Петербурге ООО "Нева-Сэт", проработав год по франшизе, трансформировало вывеску в "Чудо-Картошку" и начало конкурировать с бывшим франчайзером.
<b></b>
<b>Нюансы <br></b>"Чем франчайзинг может быть плох, – говорит Татьяна Никипелова, руководитель отдела разработок франшиз ООО "Магазин Готового Бизнеса", – так это тем, что компании не всегда вовремя приходят к пониманию того, что франчайзинг – отдельный вид деятельности, а франшиза – еще один продукт, предлагаемый ими на рынке".
Для одних предприятий франшиза стала входным билетом на новые рынки, для других – слишком сложным в управлении инструментом, который при неумелом обращении способен привести к коммерческой смерти бренда.