Вирус нашел себя в бизнесе

После того как тема птичьего гриппа стала "общим местом" во всех новостях и телешоу, только ленивый не заработал на раскрученном вирусе. Петербургский бизнес маркетинговый повод проспал.

Птичий грипп, являясь пока что угрозой больше виртуальной, уже принес миллионные прибыли и репутационные дивиденды тем, кто сумел воспользоваться уникальным маркетинговым и рекламным поводом и "раскрутить" свою компанию за счет штамма H5N1. На транспорте вовремя просчитала ситуацию компания "Российские железные дороги", убедившая Росэпиднадзор в том, что в ее поездах перевезти вирус никому не удастся. Заодно РЖД засветилась в сотнях СМИ.<br><br><b>Грипп не пройдет</b><br>ОАО "РЖД" сообщило, что на ее линиях разработан и выполняется комплекс первичных противоэпидемических мероприятий. Работники пассажирского комплекса обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, а поезда дальнего следования – достаточным количеством дезинфицирующих средств. Введены специальные журналы, в которых начальники поездов обязаны регистрировать данные о состоянии здоровья пассажиров. Эта информация предоставляется медицинским работникам, встречающим составы в пунктах прибытия. Пассажирские службы на железнодорожных вокзалах и в пассажирских поездах проводят среди пассажиров широкую санитарно-просветительскую работу о мерах индивидуальной и общественной профилактики гриппа и ОРВИ. Кроме того, медицинские работники уделяют повышенное внимание пассажирам, следующим с "территорий риска" (из Турции и других стран, где были зарегистрированы случаи заболевания людей, вызванные вирусом гриппа птиц).<br><br><b>Чистые руки</b><br>Аналогичным образом заявила о себе миру мало кому известная до этого компания "ТелеГород". Руководство этого интернет-магазина портативной техники с начала 2006 г. обязало сотрудников надевать специальные белые перчатки при проверке работоспособности техники и демонстрации товара покупателю. Коммерческий директор "ТелеГорода" Егор Ногтев сообщил газете IT-News, что ежедневные продажи выросли на 150%. Решение о проведении акции было основано на результатах социологического исследования, проведенного агентством Pro.Name. Из 500 опрошенных покупателей интернет-магазина 72% покупают телефоны через мировую сеть, в частности, по той причине, что в обычном салоне трубку могут потрогать десятки людей.<br><br><b>Деньги на детях</b><br>Были случаи и криминального заработка на "птичьей угрозе", когда в нескольких сельских населенных пунктах Владимирской области выявили мошенников, развернувших широкомасштабную торговлю поддельной вакциной от опасного вируса.<br>Между тем компании из стран, где еще не были зафиксированы случаи инфицирования домашней птицы, пользуются своим выгодным положением для увеличения прибылей. Шведская компания Semper, например, заявила, что рассчитывает увеличить продажи своего детского питания в России и странах СНГ на 30–40% за 3–4 месяца, воспользовавшись страхом населения перед птичьим гриппом, сообщил RBCdaily – поскольку на родине Semper зловещий вирус пока себя никак не проявил.<br><br><b>Выкинуть номер</b><br>Самыми предприимчивыми гражданами стали министр обороны США Дональд Рамсфельд, заработавший $5 млн благодаря удачной игре на акциях компании-производителя лекарства от птичьего гриппа, и остроумный британец, который, зарегистрировав кодовое обозначение смертельно опасного штамма H5N1 в качестве номера автомобиля, выставил его на продажу на интернет-аукционе eBay. Стартовая цена лота с номерным знаком HN51 FLU составила 9 тыс. фунтов ($16 тыс.). Как отмечает The Sun, этот номер идеально подходит в качестве дополнительной рекламы для медиков или ветеринаров.<br><br><b>Проблема фантазии</b><br>Петербургский бизнес на этом фоне выглядит крайне неповоротливым. Ну что, например, стоит какой-нибудь клининговой компании объявить о предоставлении новой услуги – санитарной обработки офисов в целях профилактики птичьего гриппа. Желающих, может, будет и немного, а вот журналистов, которые захотели бы об этом рассказать, нашлось бы, наверное, достаточно. Примеру "ТелеГорода" могли бы последовать магазины, торгующие компьютерами, бытовой электроникой, мобильными телефонами – все это, как известно, собирается в Юго-Восточной Азии, откуда миру и грозит H5N1. Местные производители ширпотреба могли бы заявить, например, что их пуховики или подушки сделаны без использования опасного пера китайских птиц. В принципе, любой раскрученный информационный повод может стать основой для бесплатной общероссийской рекламной кампании, но петербургские маркетологи, как всегда, ограничиваются скучнейшими пресс-релизами и победными реляциями об увеличении прибыли предприятия на 0,01%.