15:3814 марта 200615:38
10просмотров
15:3814 марта 2006
Система среднего профессионального образования, много лет страдавшая от забвения и невнимания со стороны общества, реанимируется в качестве панацеи от всех социальных болезней.
20 марта 2006 г. в Москве пройдет IV съезд директоров специальных учебных заведений (СУЗ) России. Событие это вряд ли привлечет внимание широкой аудитории, и вполне могло бы остаться незамеченным совсем, если бы не ряд обстоятельств. Дело в том, что в настоящий момент российская система профессионального образования претерпевает ряд значительных перемен.<br>Три года назад, в 2003-м, на III съезде, который был признан участниками и наблюдателями важным "политическим событием", было отмечено, что восстановление системы СУЗов является наиболее острой стратегической задачей государства, что не раз декларировалось докладчиками перед громадной аудиторией – 1250 делегатами и 1300 гостями съезда, среди которых были члены правительства, видные политические и государственные деятели, представители 30 министерств и ведомств, академики РАН и РАО, руководители системы среднего профессионального образования, корреспонденты, представлявшие более 40 средств массовой информации.<br><br>В России работают около 20 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 30% общей численности занятых. При этом, по данным Института развития профессионального образования, в ряде регионов России, системой профессионального образования подготовлено, скажем, в 20 раз больше продавцов, чем требуется, а по некоторым специальностям эта цифра перешагнула за сотню.<br>А это значит, что выпускники либо не нашли работу, либо отправились в качестве дешевой рабочей силы в другие, более успешные, вероятно, столичные города, где, как известно, существует постоянно растущий дефицит "синих воротничков". И в которых, как в Петербурге, существует 140-тысячный рынок нелегальных трудовых мигрантов (данные управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2005 г.), еще способный расти за счет обнищания рынка труда регионов.<br><br>Но вопрос не только в миграции "продавцов". Проблема в том, что именно правильно выстроенная система профессиональной подготовки способствует притоку на рынок рабочей силы – техников, рабочих и даже учителей и юристов, обладающих конкретными знаниями и навыками, необходимыми для повседневной профессиональной деятельности.<br>Причем выбравших свою специальность изначально осознанно, в отличие от тех, кто получал образование в ВУЗах, в которых порядка 40% выпускников даже на момент поступления не планировали работать по специальности, а просто были мотивированы престижем будущей псевдопрофессии или необходимостью избавиться от воинской повинности.<br> <br>Справедливости ради необходимо отметить, что вопрос качественной профессиональной подготовки кадров и их мобильности на рынке труда является сейчас насущным не только для России, но и для ЕС. Ведь именно приток квалифицированной рабочей силы, профессионалов среднего звена, способствует росту экономической конкурентоспособности страны.<br>Так, по словам комиссара Еврокомиссии по занятости и социальным вопросам Владимира Шпидла, ЕС в ближайшие 20 лет ожидает дефицит рабочей силы в размере 20 млн человек.<br><br>А как же обстоят дела с системой профессионального образования в нашем городе, в котором по состоянию на конец 2005 г. 60–70 тыс. свободных рабочих мест?<br><br>Петербургская система среднего профессионального образования включает 58 колледжей, 18 техникумов и 9 училищ, в которых по 132 специальностям учатся более 80 тыс. студентов. Введенная в середине 90-х годов государственная стандартизация учебных планов по специальностям с перечнем обязательных и рекомендуемых для изучения дисциплин позволила сблизить учебные планы среднего и высшего образования, оставив выпускнику СУЗа ряд "классических" преимуществ этой системы обучения. <br>Во-первых, через 2–4 года выпускник СУЗа уже имеет диплом (специальность), по которой он может работать, во-вторых, он может воспользоваться своим правом и поступить в ВУЗ на сокращенный срок обучения. При этом, по словам кандидата юридических наук, директора НОУ СПО техникума экономики и права "ЭКСМА" В. В. Фролова, "получив значительную экономическую выгоду – при средней плате за обучение, даже в негосударственном колледже, около 2 тыс. рублей в месяц, против минимальных 3 тыс. рублей ВУЗов, студент экономит от 15 до 20 тыс. рублей за полтора года".
Тем не менее имидж среднего профессионального образования как альтернативы для не сумевших поступить в ВУЗ сохраняется. Все более востребованной система профессионального образования (СПО) становится среди людей старше 30 лет, для которых получение необходимых знаний – не вопрос престижа, а жизненная необходимость.
<b>Алексей Стригин</b>,
независимый консультант по связям с общественностью