Доминику Перро снимают купол

Французский зодчий прибыл в Петербург, чтобы отстоять свое детище – золотой купол над второй сценой Мариинки. Если чиновники с ним не согласятся, Мариинку может достраивать уже другой архитектор.

Автор проекта второй сцены Мариинского театра Доминик Перро приехал с трехдневным визитом в Петербург. Помимо анонсированной встречи французского архитектора с новым руководителем Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Валерием Гутовским, который недавно сменил на этом посту Андрея Кружилина, уже назначена встреча г-на Перро с вице-губернатором Петербурга Александром Вахмистровым и заместителем начальника Главгосэкспертизы Юрием Мельниковым. Ожидается, что на совещании чиновники попытаются еще раз уговорить известного своей категоричностью автора проекта "здания с золотым куполом" внести радикальные изменения в концепцию. <br><br><b>Не повезло</b><br>Конфликт Доминика Перро с госзаказчиком возник практически сразу же после того, как проект был выбран. Истоки кроются, как водится, в разнице менталитетов. Дело в том, что в нашей стране проектирование происходит в три этапа. Сначала делается эскиз или предпроект. Его Доминик Перро выставил на конкурс. Затем следует фаза проекта, и уже потом готовится рабочая документация для строителей. В этой третьей фазе заключается отличительная особенность России – западным подрядчикам рабочая документация не нужна. В этом, кстати говоря, заключается одна из проблем плохой совместимости западных архитекторов с российской проектно-строительной практикой – они зачастую просто не умеют делать рабочую документацию, которую приходится отдавать российскому адаптеру или партнеру. Однако Доминику Перро не повезло – проблемы начались еще на стадии проекта, который должен был быть сдан в декабре прошлого года. <br><br><b>Третья позиция</b><br>По признанию представителя Доминика Перро в Петербурге Людмилы Лихачевой, в результате затянувшихся переговоров и бюрократических проволочек на фазу проекта было отпущено всего полгода. Но, несмотря на то, что этих сроков явно недостаточно, проектировщик на них все же согласился. "Вероятно, архитектор думал, что ему к моменту подписания контракта и сразу после этого предоставят всю ту недостающую информацию, которую он не получил с самого начала", – признает ошибки Людмила Лихачева. Чтобы не останавливать проектный процесс, Доминик Перро принял решение работать с теми исходными данными, которые у него были. "То есть Доминику Перро вообще надо было, не получив в какой-то момент нужные данные, встать в третью позицию и сказать: я останавливаюсь, я дальше не проектирую, – говорит Людмила Лихачева. – Тогда, вероятно, что-то изменилось бы. Но он продолжал проектировать. К сожалению, к декабрю-месяцу проектная документация так и не появилась в полном объеме".<br><br><b>Намеков не понял</b><br>При этом следует отметить, что ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" неоднократно в течение года предупреждала французских контрагентов о том, что их решение самостоятельно заниматься проектированием ошибочно, и для продолжения работы необходимы "консультации с российскими специалистами". Однако Перро, отличающийся независимым характером, требования "договариваться" и "консультироваться" проигнорировал. В результате проект до сих пор не согласовала ни одна инстанция внешнего надзора – ни МЧС России, ни ГИБДД РФ, ни МВД РФ, ни Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека, ни ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". А <a href="http://www.dp.ru/materials/76774" target=_blank>Главгосэкспертиза РФ, в самом конце прошлого года отклонившая представленный Архитектурным бюро Доминика Перро проект здания с "золотым куполом", </a>заявила о том, что площадка под осуществление масштабного проекта рядом с Крюковым каналом выбрана крайне неудачно, и вероятность того, что проект не пройдет экспертизу, составляет 99%. <br><br><b>Минус Ковент-Гарден</b><br>Между тем Доминик Перро вынужден был уже пойти на компромисс. В результате общественных слушаний меньше месяца назад архитектору поставили задачу уменьшить объем сооружений так, чтобы избежать расселения домов по Минскому переулку. Сейчас происходит переделка проекта – купол и объем сооружения понижаются примерно на 10 м, в том числе за счет уменьшения на 6 м сценической коробки. Надо сказать, что Мариинский театр от подобных изменений тоже не в восторге – изначально планировалось, что сценическая коробка будет напоминать реконструированный "Ковент-Гарден". Это дало бы возможность театру работать с мягкими декорациями и принимать лучшие оперные театры мира у себя на гастролях. Кроме того, пришлось пожертвовать некоторыми офисными пространствами для дирекции, несколькими репетиционными залами. А вместо декорационного цеха появилась парковка, которая раньше не планировалась – главный архитектор города Александр Викторов утверждает, что "нагрузка по инженерной составляющей от автомобиля гораздо ниже, чем от декораций". <b>Купол преткновения</b> Можно предположить, что во время нынешнего визита г-на Перро в Петербург российская сторона сделает очередную попытку уговорить архитектора отказаться от основного декоративного элемента проекта – золотого купола. Чиновников понять можно – после серии падений куполов, которая прошла не только в России, но и в Европе, согласовывать нечто подобное достаточно рискованно. Тем не менее источники, хорошо знакомые с ситуацией, утверждают, что автор проекта от купола отказаться не готов ни при каких условиях. Учитывая недавнее заявление Главгосэкспертизы, нельзя исключить того, что вторую сцену Маринки в итоге может достраивать совсем другой архитектор.