Россияне научатся летать задешево

Создатели первой российской авиакомпании-дискаунтера планируют снизить цены на авиабилеты в два раза и начать конкурировать с железной дорогой. Эти же люди владеют крупным пакетом акций "Аэрофлота".

"Национальная резервная корпорация" (НРК) намерена до конца этого года запустить в России проект так называемых low-cost (низкозатратных) пассажирских авиаперевозок, сообщил "Авиапорт.ру" со ссылкой на депутата Государственной думы, основного акционера НРК Александра Лебедева.
<b>Посильный вклад</b><br>Стоимость проекта составит несколько десятков миллионов долларов. Все инвестиции будут собственными средствами НРК. При этом не исключено, что создание low-cost авиаперевозчика будет происходить путем покупки готовой компании с действующим сертификатом эксплуатанта.<br>Александр Лебедев отметил, что проект, как ожидается, должен окупиться в течение 3 лет, после чего можно будет провести первичное публичное размещение акций (IPO) авиаперевозчика.
<b>Не во вред себе</b><br>Известно, что работа над реализацией нового проекта продолжалась около года. Согласно разработанному бизнес-плану, парк авиакомпании на первом этапе составят 3–5 западных ближне- и среднемагистральных самолетов, взятых в операционный лизинг на вторичном рынке. В настоящее время рассматриваются самолеты производства американской компании Boeing и европейской Airbus.<br>Планируется, что авиакомпания будет выполнять полеты по сверхдешевым тарифам на внутрироссийских линиях. "Мы хотим снизить тарифы на авиаперевозки хотя бы на 50% и начать конкурировать с железной дорогой", – сказал Александр Лебедев.<br>По его словам, новый low-cost авиаперевозчик не создаст конкуренцию "Аэрофлоту", в котором сам Александр Лебедев через аффилированные с НРК структуры имеет около 30%.
<b>Деформации</b><br>Предполагается, что дискаунтер сможет конкурировать с такими крупнейшими российскими авиакомпаниями, как "Сибирь" и "Красноярские авиалинии".<br>До сих пор, однако, наиболее последовательные попытки внедрить технологию low-cost делались именно на линиях, связывающих Россию с заграницей. В российских же условиях схема раз за разом подвергалась существенным деформациям. К объективным причинам эксперты относят слишком большие (по меркам классических low-cost перевозчиков) российские расстояния, отсутствие недозагруженных, но технически обеспеченных аэродромов, на которые такие компании ориентируются в Европе, и слабое развитие электронной системы <a href="http://www.polet-bilet.ru">продажи авиабилетов</a>. Важнейшим субъективным фактором является неофициальное требование российских авиационных властей держать стоимость билетов Москва – Европа на уровне не ниже $100 в один конец.<br>В результате германские авиакомпании Germania Express (летает в Домодедово с 2003 г.) и Germanwings (во Внуково с 2005 г.) работают примерно в том же ценовом сегменте, что и российские регулярные конкуренты.
<b>Жизнь не учит</b><br>Тем не менее попытки вывести дискаунтера на российский рынок делаются постоянно. В конце прошлого года частный американский фонд Indigo Partners, имеющий опыт создания авиакомпаний-дискаунтеров в других странах, заявил о своем намерении открыть аналогичный бизнес в России. Планировалось закупить 40 подержанных А320. Они должны были совершать рейсы из Москвы в другие регионы. Но затем американцы отказались от реализации проекта.<br>Норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle AS также отложила планы по началу работы на маршруте Осло – Петербург – Осло. В мае 2005 г. авиакомпания рассчитывала заручиться поддержкой транспортных властей Норвегии и России. Однако в плане маршрутов Петербург так и не появился.<br>Более того, полеты в Петербург прекратил единственный работавший здесь авиадискаунтер – немецкий перевозчик Aero Flight. Авиационные власти Германии не продлили компании лицензию на выполнение полетов. А авиакомпания Air Arabia, которая с декабря прошлого года начала летать из Шарджи (ОАЭ) во Внуково, на прошлой неделе приостановила свои московские рейсы из-за нерентабельности.