Кабельная психология

Развитие кабельного телевидения связано с психологией горожан, когда телепрограмму по-прежнему воспринимают как нечто бесплатное.

В качестве специфики рынка кабельного телевидения в Петербурге можно назвать его позднее развитие как массового явления. В середине 90-х гг. на рынке существовали маленькие пиратские студии, которые обслуживали зачастую один-два дома, а иногда и несколько подъездов. Вплоть до 2001 г. более 700 тыс. абонентов нашей компании могли принимать до трех каналов на эфирную антенну. Проведенная компанией в 2001–2005 гг. реконструкция антенно-кабельного хозяйства дала возможность к 2006 г. более чем миллиону абонентов (1.100.000 человек) принимать все эфирные каналы.<br>Конкурентную ситуацию на рынке спутниковых каналов можно описать следующим образом. В сегменте цифрового телевидения существует один оператор – это НТВ+, он давно уже знаком жителям Санкт-Петербурга и России в целом. Тем не менее это оператор именно спутникового вещания, что подразумевает под собой покупку дорогостоящей спутниковой антенны и другого оборудования. <br><br>Сегодня операторы кабельного ТВ существуют в основном локально, в конкретном районе существуют один-два оператора, которые предоставляют услуги в том объеме и качестве, которое им доступно. Зачастую такие операторы работают не совсем легитимно, много вопросов к ним возникает по части качества сигнала, и особенно много – по части правомерности получения ими спутниковых каналов. На этот фактор также влияет один очень важный, на наш взгляд, аспект, связанный с тем, что в сознании большого количества потребителей услуга эфирного телевидения вообще воспринимается как бесплатная. <br><br>Люди платят за телевидение в составе квартплаты, но зачастую об этом не подозревают. Поэтому для формирования спроса на услуги кабельного телевидения (КТВ), особенно на услуги, предоставляемые полностью легальным образом, очень важно преодолеть психологический барьер необходимости оплаты услуг телетрансляции. <br>Тем не менее в целом рост такого спроса присутствует и, на наш взгляд, он обусловлен, в первую очередь, повышением интереса горожан к различным спутниковым каналам, возросшим спросом на информацию, общим повышением материального благосостояния жителей Санкт-Петербурга, а также недостаточным информационным предложением со стороны традиционных эфирных каналов.<br><br>Говоря о ближайших перспективах рынка КТВ, хотелось бы отметить следующее. Известно, что на заседании коллегии Минсвязи России были рассмотрены и одобрены основные положения "Концепции развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года". <br>Этот документ прогнозирует развитие отрасли цифрового телевидения в России и значительный рост пользователей подобных услуг. Помимо того, в качестве целей и задач названы такие аспекты, как повышение качества, доступности, расширение спектра услуг, формирование цифровой интерактивной сети телерадиовещания, рост доли высокотехнологичных продуктов на рынке.<br>В то время как на 2003–2005 гг. в указанном документе запланировано еще только совершенствование нормативно-правовой базы услуг связи в области телерадиовещания, компания ТКТ в 2004 г. успешно запустила услугу цифрового кабельного телевидения "Твое TV" в коммерческую эксплуатацию и к 2006 г. подключила более 7 тыс. абонентов. Поэтому мы не можем с уверенностью говорить о сроках такого "вытеснения", но верим, что это "вытеснение", а на самом деле – переход к лучшему качеству услуг и большему количеству каналов произойдет, благодаря усилиям и нашей компании. Более того, при текущих ценах на наши пакеты в сознании потребителя должен произойти сдвиг от восприятия услуги телевидения как дорогой к восприятию ее как услуги доступной. <br><br><b>Виктор Пинчук, генеральный директор ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение".</b>