17:2026 февраля 200617:20
113просмотров
17:2026 февраля 2006
Стартует конкурс на разработку архитектурного проекта стадиона для "Зенита" на месте стадиона им. Кирова на Крестовском острове. Новая арена уже лишила город памятника и может еще многое забрать.
Конкурс, открывающийся 27 февраля, пройдет в два этапа, причем квалификационный отбор продлится в течение месяца. Пять конкурсантов получат заказ на выполнение конкурсного проекта "нового символа города", для чего с каждым из претендентов будет заключен госконтракт стоимостью $100 тыс. Городские власти планируют выделить на проведение конкурса 17 млн рублей. Конкурсную комиссию возглавят губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. <br><br><b>Смольный проконтролирует</b><br>Согласно ТЭО проекта, стоимость строительства стадиона для "Зенита" составит не более $200 млн. Стадион построят на деньги, которые Смольный получит от перерегистрации в Петербурге дочерних компаний газового монополиста (холдинга "Сибур" и ОАО "Сибнефть"). Поскольку де-юре это средства городского бюджета, Смольный решил ужесточить контроль над проектом, который формально реализует "дочка" ОАО "Газпром".<br>Поэтому решено создать дирекцию по строительству спортивных сооружений, в ведение которой попадет и проект нового стадиона для "Зенита" на Крестовском острове. Возглавит новую дирекцию Андрей Кружилин, бывший директор ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (СЗД). Эта структура занимается, в частности, возведением второй сцены Мариинского театра. Есть предположения, что одной из причин ухода Андрея Кружилина из СЗД стал затяжной конфликт строительного чиновника с автором проекта второй сцены Мариинского театра знаменитым архитектором Домиником Перро. На новом посту Андрею Кружилину вновь придется работать с архитектурными деятелями мировой величины.<br><br><b>Архитектурные имена</b><br>По неофициальным сведениям "Коммерсанта", персональное приглашение для участия в конкурсе получат известные зарубежные архитекторы – лауреаты Притцкеровской премии швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон (проектировщики мюнхенской Allianz Arena и Национального стадиона в Пекине – главной площадки Олимпиады-2008), немец Мейнхард фон Геркан (спроектировал, в частности, два аэропорта и вокзал в Германии, театр и национальный музей в Китае, участвовал в работе над проектом "Москва-Сити"), японцы Кишо Курокава и Тойо Ито (оба также проектировали стадионы) и только что победивший в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии британец Норман Фостер (реконструировал стадион Wembley). Из соотечественников к участию в конкурсе пригласят москвича Андрея Бокова (руководил проектом реконструкции московской футбольной арены "Локомотив" и Большой спортивной арены в Лужниках), петербуржцев Никиту Явейна (бывшего главу петербургского КГИОП, архитектора Ладожского вокзала) и Владимира Попова (главу местного Союза архитекторов). <br><br><b>Больше не памятник</b><br>Фантазия звезд мировой архитектуры не будет связана ограничениями ведомства по охране памятников (КГИОП). Проведенное КГИОП исследование показало, что сохранить стадион имени Кирова и соблюсти требования, предъявляемые к футбольным аренам ФИФА и УЕФА, технически невозможно. Обязательным для авторов нового проекта остается лишь соблюдение объемно-пространственной и осевой композиции стадиона имени Кирова.<br>Правительство РФ исключило петербургский стадион имени Кирова из перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Как сообщает пресс-служба Правительства, соответствующее распоряжение 22 февраля 2006 г. подписал премьер-министр РФ Михаил Фрадков. Правда, тем же постановлением Правительство РФ рекомендовало властям Петербурга в течение месяца рассмотреть вопрос об отнесении стадиона к объектам культурного наследия регионального значения.<br>Поручение премьер-министра в Петербурге выполнили уже давно. Вопрос по стадиону имени Кирова решен. Деньги на его снос в сумме 55 млн рублей заложены в городском бюджете. Тендер на эту работу выиграло ЗАО "Ленниипроект".<br>Пока нет сведений о том, что станет с другими спортивными объектами на Крестовском острове, в частности, с трассой для кольцевых автогонок "Невское кольцо" или гребным каналом. В информационном потоке, связанном со строительством нового стадиона, эти названия пока не упоминаются вовсе.
<b>Как в Манчестере</b>
Прототипом нового стадиона для "Зенита", как писал "Деловой Петербург", послужит проект стадиона в Манчестере английской фирмы Arup.
Как сообщил в апреле 2005 г. "ДП" председатель Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга Александр Викторов, переговоры с представителями английской компании состоялись во время визита официальной делегации Северной столицы на VIII экономический форум в Лондоне.
По словам Александра Викторова, пока неизвестно, будет ли компания Arup привлечена в качестве консультанта по строительству стадиона, однако уже понятно, что "она представляет интерес". "Модель манчестерского стадиона вместимостью 50 тыс. зрителей интересна нам потому, что в нем совмещен собственно спортивный комплекс с множеством иных сооружений (магазинов, офисов, площадок для концертов) – "24 часа в сутки, 7 дней в неделю". Эта концепция близка нам, поскольку позволит городу зарабатывать деньги и тогда, когда стадион не используется по назначению. Английская компания просчитывала экономическую составляющую, которая, конечно, будет адаптирована к нашим условиям, а архитектор может быть и русский", – заявил он. Недостатком манчестерского комплекса является отсутствие крыши. В Петербурге открытую арену можно использовать 7 месяцев в году. Поэтому среди других ориентиров для создателей нового зенитовского стадиона – лондонский Wembley стоимостью 520 млн евро, мюнхенская Allianz Arena стоимостью 300 млн евро и берлинский Olimpiastadion стоимостью 240 млн евро. У них крыша есть.