11:3706 февраля 200611:37
13просмотров
11:3706 февраля 2006
Банкам предложили проверять надежность заемщиков, не отходя от кассы. Банкиры пока предпочитают копить кредитные истории в "придворных" бюро.
Дистанционный доступ к базе кредитных историй получили банки-клиенты петербургского ООО "Объединенное бюро кредитных историй" (ОБКИ). Они смогут проверить надежность потенциальных заемщиков, не отправляя своих сотрудников в удостоверяющий центр бюро.<br>Личное присутствие уполномоченных банка требовалось до тех пор, пока Федеральное государственное унитарное предприятие "НИИ "Вектор" не разработало для ОБКИ программы защиты взаимодействия банков с удостоверяющим центром бюро и управления электронными цифровыми подписями (ЭЦП). <br><br><b>Технологии защищенности против банковской солидарности</b> <br>Петербургское ОБКИ – первый игрок рынка кредитных историй, представивший технологию защищенного дистанционного доступа к своей базе данных. Это неудивительно, ведь технологические прорывы – главное, если не единственное, преимущество, на которое может рассчитывать региональное бюро кредитных историй, не аффилированное ни с одним из банков и лишенное поддержки объединений банковского сообщества. <br>Ассоциация банков Северо-Запада стала учредителем конкурирующей с объединенным бюро фирмы – созданного раньше, чем ОБКИ ЗАО "Северо-Западное бюро кредитных историй" (СЗБКИ). Соучредителями СЗБКИ, наряду с ассоциацией, стали ЗАО "Санкт-Петербургская валютная биржа" и восемь банков, объединивших свои базы данных о поведении заемщиков в ресурсах Некоммерческого партнерства "Северо-Западное бюро кредитных историй". <br>Региональной коллективной системе банковской безопасности в виде СЗБКИ объединенное бюро может противопоставить три козыря. Первый – научный потенциал оборонных предприятий, специализирующихся в области защиты информации. Второй – опыт бывших работников служб безопасности различных банков, входящих, по данным DP.RU, в число учредителей ОБКИ. Третий – независимость и, как следствие, свобода от подозрений в злоупотреблениях информацией в пользу того или иного банка.<br><br><b>Федеральные скептики</b><br>Общероссийские кредитные бюро пока вообще смотрят на шевеления региональных участников этого рынка свысока. Соучредители Национального бюро кредитных историй – 38 российских банков, обслуживающих 61% федерального рынка банковской розницы. Их позиция вряд ли будет отличаться от мнения, высказанного на страницах "Делового Петербурга" начальником отдела ипотечного и потребительского кредитования петербургского филиала ОАО "Внешторгбанк" (ВТБ) Татьяной Хоботовой: "Наш банк выступил одним из учредителей Национального бюро кредитных историй. Вероятно, мы будем пользоваться преимущественно его услугами. У нас довольно много клиентов федерального уровня, которые могут быть зарегистрированы в одном регионе, а брать кредиты в другом".<br>Николай Димченко, директор по развитию бизнеса еще одного федерального игрока – ЗАО "БКИ "Экспириан-Интерфакс", созданного при участии одного из лидеров мирового рынка – Experian International, не верит в способность региональных поставщиков информации о заемщиках создать стоящий продукт: "Не думаю, что региональные кредитные бюро смогут на равных конкурировать с федеральными. Здесь нужны дорогие технологии, большие объемы инвестиций". <br><br><b>Потребность в историях нарастает </b><br>Вместе с увеличением числа выданных потребительских кредитов нарастает и доля не возвращаемых займов. Серьезность проблемы показывает <a href="http://www.dp.ru/materials/76928" target="_blank"> отказ одной из крупнейших страховых компаний – "РОСНО" – от страхования банков по риску невозврата потребительских кредитов </a>. А в Ассоциации региональных банков "Россия" уже считают необходимым восстановить в России институт банкротства физического лица, сузив перечень имущества должника, которое может быть изъято по решению суда. По разным оценкам, 15–20% "зависших" долгов стали таковыми потому, что и сами заемщики переоценили свои возможности, и банк также не смог правильно рассчитать их платежеспособность. В этих условиях фирмам вроде петербургского ОБКИ может достаться ниша разработчиков технологий, причем не только работы с кредитными историями, но и скоринга – определения платежеспособности потенциального заемщика.