На «Пятерочку» напали пираты

«Пятерочка» вынужденно занялась бизнес-образованием. Пиратские копии франчайзингового договора компании продаются в 50 раз дешевле оригинальной версии. Фальшивые магазины появились по всей России.

Последние месяцы в российских регионах расцвела торговля пиратскими копиями франчайзинговых пакетов "Пятерочки", цена которых упала с $750 тыс. до $15 тыс. <br>По сведениям газеты «Бизнес», такие копии уже приобрели не менее 50% региональных сетей. <br><br><b>«Реальная» копия</b><br>Торговым компаниям предлагается купить компакт-диск, содержащий около 16 томов франчайзингового пакета "Пятерочки" с описанием бизнес-процессов, принципов управления магазином и персоналом, схемы планировки магазинов и т. д. Потенциальных покупателей предупреждают, что это неофициальная франшиза, и прав на использование товарного знака "Пятерочки" не дает, зато продается по "реальной цене". По данным собеседников "Бизнеса", разным компаниям поступали предложения купить диск по цене от $15 тыс. до $150 тыс. Для сравнения, стоимость официальной франшизы составляет, по данным компании, от $750 тыс. до $1 млн. <br><br><b>Обманулись в ожиданиях</b><br>Франчайзинг получил значительное распространение в сфере ритейла, начиная с 2003 г. Лидером по этому показателю является "Пятерочка". У нее больше всего магазинов-партнеров - торговая сеть объединяет 645 магазинов, из которых 296 -- собственные объекты компании, 349 работают по франчайзингу. Магазины "Пятерочки" присутствуют в 15 регионах РФ, а также на Украине и в Казахстане. По предварительным прогнозам, оборот сети в 2005 году превысит $2 млрд (с учетом франчайзинговых магазинов). Надо отметить, что обычно в среднем на франчайзеров приходится не более 10% от всего оборота бренда. У "Пятерочки" этот показатель стремится к 40%, но при этом доход от франчайзинга всего $6 млн. <br>Однако в 2005 году ритейловые сети сделали для себя неприятное открытие: интерес к федеральным брендам со стороны региональных операторов резко пошел на спад. По некоторым сведениям, в этом году "Пятерочка" не продала ни одной новой франшизы, другие ритейлеры так же жалуются, что их ожидания не оправдались. <br><br><b>Пирамиды</b><br>Аналитики называют итог франчайзингового бума закономерным. По их мнению, после проблем франчайзи "Пятерочки" в Екатеринбурге и Перми, когда большинство из работавших по франшизе дискаунтеров сети закрылось, региональные торговцы разочаровались в том, что им предлагают. В частности, в Перми выяснилось, что местные партнеры сети задолжали 157,1 млн. руб. 280 компаниям и предпринимателям. <br>Аналогичная ситуация произошла с франчайзи «Пятерочки» и в Екатеринбурге. При этом предъявлять претензии к «Агроторгу» - дело бесперспективное, поскольку, по словам экспертов, договор франчайзинга составлен таким образом, что головная компания не несет финансовых обязательств по долгам своего партнера. Это обстоятельство позволило экспертам утверждать, что продажа франшизы торговой сети - первая финансовая пирамида на рынке ритейла. <br><br><b>Спасибо, не надо</b><br>А с появлением в открытом доступе франчайзингового договора «Пятерочки», подробно раскрывающего внутренние процессы ритейлора, крупным региональным сетям франшиза может теперь и вовсе оказаться ненужной - они и сами уже в состоянии конкурировать с московскими сетями, особенно при наличии такого "учебника". По экспертным данным, сегодня в региональном городе с населением 300-500 тыс. человек работает в среднем четыре-пять сетей по 5-15 магазинов в каждой. <br>