16:0907 октября 200516:09
8просмотров
16:0907 октября 2005
В Петербурге принято решение о создании нового азиатского союза. Россия опасается, что после свержения в этих странах бывших партийных функционеров, власть могут захватить непримиримые исламисты.
На саммите организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» принято решение «О дальнейшем развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве». Это решение предусматривает интеграцию ОЦАС в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), для чего создадут специальную рабочую группу. <br>Решение принято Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Киргизской Республики Курманбеком Бакиевым, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым, Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым.<br><br><b>А был ли мальчик</b><br>Идея необходимости центральноазиатской интеграции появилась вскоре после обретения странами региона независимости. В качестве целей лидеры региона неизменно указывали на объединение усилий пяти центральноазиатских государств для проведения рыночных реформ и занятия ими своего места в международном разделении труда. Однако именно объединения усилий как раз на практике не получилось. Отчасти это произошло из-за того, что в этот период на поверхность всплыли старые обиды, в том числе и исторические противоречия, существовавшие между разными этносами, населявшими Центральную Азию. Весьма была велика и опасность начала передела границ, нарезанных в советское время отнюдь не идеально. Но основное препятствие состояло в ином – все вновь появившиеся государства региона имели относительно схожий хозяйственный уклад и структуру экономики. <br><br>Поэтому в условиях острого экономического кризиса, сопровождавшего распад СССР, эти страны вынуждены были всеми доступными им способами искать средства для пополнения своих государственных бюджетов. А так как центральноазиатские страны производят во многом одинаковую номенклатуру продукции, которая может быть экспортирована на внешние рынки, то неизбежно это обстоятельство в условиях кризиса приводило к конкурентной борьбе между ними, сводя на нет любые амбициозные, но оторванные от реальности интеграционные планы.<br>В результате, с одной стороны, политические лидеры центральноазиатских государств декларировали свое стремление к интеграции в рамках региона, но, с другой, еще более активно они пытались отстаивать исключительно локальные интересы собственных государств.<br>Проблема интеграции центральноазиатских государств, если и ставилась в повестку дня, то преимущественно в абстрактной форме политических деклараций. Примером такого рода выступает предложение президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, выступившего в первой половине 90-ых годов с проектом создания Конфедерации пяти государств региона. Неискренность такого проекта была более чем очевидна, так как именно Туркменистан почти всегда выступал за ограничение каких бы то ни было возможностей вмешательства со стороны любых внешних органов в деятельность туркменских властей. Туркменское руководство в наименьшей степени принимает участие в работе органов СНГ и, естественно, что даже после сделанных громких заявлений, оно предпочло дистанцироваться от вступления в широко разрекламированную вновь созданную структуру - Центральноазиатский Союз (ЦАС).<br><br><b>Исламисты наступают повсюду</b><br>В политическом отношении все 90-ые годы между странами региона также существовали существенные разногласия. Эти трения усилились весной 1998 г. в связи с покушением на жизнь президента Узбекистана и еще более возросли в дальнейшем из-за действий исламских боевиков в Киргизии. Вместо развития региональной интеграции Узбекистан осуществил минирование своих границ с Киргизией и Таджикистаном, резко ужесточил протекционистский таможенный режим в торговле со своими соседями по региону. Постоянные и весьма острые конфликты из-за протекционистской политики возникали также между Казахстаном и Киргизией.<br>Поэтому развитие центральноазиатской интеграции шло не пути усиления интеграционных связей, наполнения их реальным содержанием, не по пути совершенствования работы интеграционных органов, а преимущественно по пути развития пропагандистского, декларативного компонента. Было громогласно заявлено о начале работы над более чем 50-тью экономическими проектами, призванными создать общее экономическое пространство Центральной Азии.
В марте и июле 1998 г. на совещаниях стран-участников ЦАС в Ашхабаде и на Иссык-Куле такой пропагандистский компонент был преподнесен как "прорыв" центральноазиатской интеграции. На самом деле ничего существенного не произошло. Формально в ряды регионального объединения был принят Таджикистан, который полтора года до этого имел статус наблюдателя при данной организации. Но этот факт был связан, прежде всего, не с успехами интеграции в Центральной Азии, а, с другим обстоятельством, – в 1997 г. в Москве было подписано соглашение о внутритаджикском мирном урегулировании, которое положило конец длительному конфликту в Таджикистане. На встрече в Иссык-Куле были изменено также название объединения: вместо Центральноазиатского Союза оно стало именоваться Центральноазиастское экономическое Сообщество (ЦАЭС). Это обстоятельство, помимо уже отмеченного выше – пропагандистского эффекта, на самом деле означало признание неудачи ранее предпринятых попыток интеграции. Большинство договоров и соглашений, принятых в рамках ЦАС не работали. Новое же качество ЦАЭС сужало и снижало ранее заявленные претензии интеграции до уровня экономики.
<b>Оранжевая угроза</b>
Однако, наиболее реальной причиной более тесного объединения усилий в экономических и политических аспектах можно считать боязнь бывших лидеров советской эпохи угрозы оранжевых революций. Последние события в Киргизии (а до этого в Грузии и в Украине) показали. Что любой незыблемый режим может быть сметён народной волной. Тем более если за организацией народных волнений стоят огромные зарубежные деньги. В итоге получилось прямое совпадение интересов. Азиатские полубоги не хотят отдавать власть, а Кремль абсолютно не заинтересован в соседстве с фанатично настроенным исламистским режимом. Решено было всё-таки от деклараций перейти к реальным делам.