13:3303 октября 200513:33
8просмотров
13:3303 октября 2005
Столичная сеть кофеен «Шоколадница» обкатает в Петербурге свою региональную концепцию. Москвичи считают, что здесь не с кем конкурировать.
Крупнейшие столичные сети кофеен начинают активную экспансию в регионы. Вслед за лидером рынка "Кофе хауз" за пределы столицы выходит вторая по величине сеть "Шоколадница". До конца года кофейни сети откроются в Петербурге и Казани. Участники рынка объясняют интерес сетей к регионам стагнацией столичного рынка. <br><br><b>Центробежное движение</b><br>До конца года "Шоколадница" откроет три заведения в регионах: два в Петербурге и одно в Казани. Договоры с арендодателями в этих городах уже заключены. К концу 2006 года "Шоколадница" планирует открыть еще 15 заведений в Петербурге и три в Казани. <br>Средний чек в региональных "Шоколадницах" будет ниже московского, где он составляет порядка $10 - в Петербурге на 15%, в Казани на 10%. Объем инвестиций в развитие сети в «Шоколаднице» не раскрывают, отмечая лишь, что запуск первых региональных кофеен обойдется на 30-40% дороже, чем остальных, из-за обкатки региональной концепции. По оценке аналитиков, средняя стоимость открытия кофейни в регионах составляет $270-300 тыс. Таким образом, весь региональный проект обойдется "Шоколаднице" примерно в $5 млн. <br>Рестораторы объясняют выход "Шоколадницы" в регионы насыщением столичного рынка, оборот которого составляет порядка $80 млн. <br>Вслед за «Шоколадницей» планирует выйти на рынки Петербурга и Казани еще одна московская сеть - "Кофе Тун". Напомним, именно в этих городах появились так же и первые региональные "Кофе хауз". <br>Эксперты объясняют интерес сетей именно к этим регионам резким ростом местных рынков. По данным аналитиков, в Петербурге рынок ежегодно растет на 10%, в Казани - на 40%, а в Москве рынок сокращается на 5-7% в год. <br><br><b>Все в сеть</b><br>По словам генерального управляющего сети «Шоколадница» Владислава Лозицкого, сетевые проекты очень успешны, тем более кофейные. Если делать ставку только на одно заведение, то нет смысла вообще заниматься этим бизнесом, - считает ресторатор. Поэтому «Шоколадница» ведет себя агрессивно: открывает одну-две кофейни в месяц. До конца года общее количество «Шоколадниц» планируется довести до 35, а в следующем году сеть намерена продолжать штурмовать регионы, кроме того, строятся планы выхода на рынок одной из стран ближнего зарубежья. <br>По данным консалтинговой компании RestCon, в России сегодня работает около 1000 кофеен с совокупным оборотом $500 млн., из них 30% приходится на сетевые проекты. <br>В Москве еще три-четыре года назад можно было обнаружить от силы 40—50 кофеен, зато сегодня их уже более 160. По подсчетам экспертов, объем столичного рынка кофеен — свыше $20 млн. в год. <br>Петербург является пионером кофеен на постсоветском пространстве. Первые заведения здесь начали открываться еще в 1994 году. Сегодня их в городе уже около 150, больше половины объединены в четыре сети: «Идеальная чашка», «Марко», «Республика кофе», «Рико». По данным аналитиков, объем петербургского рынка кофеен превышает $10 млн. <br>Пока самым крупным в России сетевым проектом остается «Кофе Хауз». Первую кофейню под этой маркой столичный предприниматель Тимур Хайрутдинов открыл в сентябре 1999-го. К концу этого года «Кофе Хауз» планирует довести число своих заведений в уже освоенных городах до 75, а в следующем — придет в Нижний Новгород. По числу точек второе место занимает сеть «Шоколадница». На третьем месте обосновалась петербургская «Идеальная чашка». С 1998 года ее основательница Анна Матвеева открыла 14 кофеен в Северной столице и одну в Москве. В этом году планировалось продвигать бренд в Поволжье, на Урале и в Сибири. Правда, весной у компании появился новый акционер — 85% акций приобрел фонд Trigon Direct Investments, управляемый скандинавским инвестиционным банком Trigon Capital Group. Хотя новый собственник и говорит о намерениях идти в города-миллионники, одновременно у него появились планы развивать иные форматы, в том числе coffee corner (небольшие кафе в торговых центрах, на вокзалах и т.д.). Так что стратегия развития сети пока туманна. <br><br><b>Безумство храбрых</b><br>Однако далеко не все кофейные сети считают выход на региональные рынки хорошим стратегическим ходом. Некоторые специалисты уверены, что региональный ажиотаж, который наблюдался два года назад, прошел. Эксперты даже говорят о снижении темпов роста сегмента кофеен: за прошлый год он прибавил около 10%, в то время как весь ресторанный рынок вырос более чем на 20%. Кроме того, по их мнению, в регионах сложно контролировать качество.
Тем не менее, сетевиков подобные сложности в основном не пугают. К примеру, петербургская сеть «Гурме» объявила недавно о запуске новой франчайзинговой программы. В рамках данного проекта инвесторам предлагалось приобрести франшизу сети кофеен, работающей в Петербурге около 5 лет. Отличительной особенностью сети кофеен «Гурме» является практика обжарки зеленого кофе прямо в кофейне. Потенциальному франчайзи как раз и предлагалось организовать обжарку и розничную реализацию кофе в новых кофейнях. Участник франчайзинговой сети приобретал не только право работать под торговой маркой «Гурме», но и имел возможность купить производственное и торговое оборудование, а также запас сырья и аксессуаров на шесть месяцев работы, по сниженным ценам.
В результате, если объем инвестиций, необходимый для открытия одной «средней» кофейни, в настоящее время составляет от 100 до 250 тыс. долл., то минимальный размер инвестиций для открытия одной стационарной кофейни «Гурме» находился в пределах 50 тыс. долларов.
<b>Непритязательные потребители</b>
В результате совместных усилий участников кофейного рынка культура с посиделками в кофейнях все больше приживается в России. По данным COMCON, в первой половине 2005 года число посетителей россиийских кофеен выросло на 2,2% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Особенно втянулись в это дело москвичи и петербуржцы: в Москве 27% посетителей кофеен «убивают» здесь время не реже одного раза в неделю, в Петербурге таких — 34%.
Эксперты оценивают потенциальную емкость рынка кофеен в Москве в 2000 заведений, в Петербурге — 1000. При этом, по словам экспертов, сегодня практически нет конкуренции между кофейнями — потребители не предъявляют жестких требований ни к качеству обслуживания, ни к качеству продукта. Им, по большому счету, не с чем сравнивать, в отличие от стран, где кофейни на каждом шагу.