Рынок мороженого медленно тает

Мороженщики стучатся в двери супермаркетов

СПб. Преодолеть стагнацию рынка мороженого может перевод этого продукта из предмета импульсной покупки в сегмент домашних десертов.
По данным Союза мороженщиков, в 2004 г. петербургский рынок мороженого сократился на 18%, а по Ленобласти - на 60%. Падение объемов продаж продолжается и в этом году: так, по итогам 7 месяцев текущего года продажи в Петербурге на 20% ниже, чем за аналогичный период 2004 г.
Более того, по словам исполнительного директора Союза мороженщиков России Валерия Елхова, объем рынка мороженого в Северо-Западном регионе в целом сократился сильнее всего в стране - на 50%.
Плохая погода
Стагнация отчасти связана с тем, что рынок устоялся и все потребители, которые могли бы покупать мороженое, потребляют его в том объеме, в котором им хочется. В связи с этим, по прогнозам исследовательской компании ООО "Компания "Прорыв", темп роста рынка не превысит 1-2% в год.
В ЗАО "Талосто" (23534)* падение производства мороженого в этом году связывают с неблагоприятными погодными условиями.
"В силу специфики каналов сбыта погодный фактор представляется многим чуть ли не главным гробовщиком отрасли, - не согласен Александр Волынский, коммерческий директор ООО "Рекондор-Мороженое" (21211)*. - У нас, в отличие от Запада, мороженое воспринимается потребителями в основном как товар сугубо импульсной покупки и основные его продажи идут через мелкорозничную уличную торговлю, оборот которой напрямую зависит от погодных факторов. На Западе мороженое воспринимается как десерт и продается не на улице, а в супермаркетах, и не штучно, а в крупных фасовках".
Место на полках
Традиционные каналы сбыта мороженого - уличную торговлю и мелкую розницу - теснят сети, что тоже ведет к падению продаж продукта. "Для сетей такая товарная группа, как мороженое, не только не является ключевой, но, похоже, даже и сколько-нибудь заметной группой, влияющей на товарооборот ритейла", - продолжает Александр Волынский (686741)*.
По мнению директора по закупкам сети крупнейших гипермаркетов в Петербурге, производителям мороженого необходимо срочно предпринимать активные шаги для сохранения рынка. "Например, в нашей сети штучное мороженое продается только в прикассовых холодильниках, а на основных площадях представлено только мороженое класса семейных покупок", - отмечает ритейлер.
Среди других проблем рынка Денис Мелкиседекянц, генеральный директор ООО "Питерское Мороженое" (56547)*, отмечает активность производителей товаров-субститутов - пива, слабоалкогольных коктейлей, товаров снековой группы, которые сейчас активно рекламируются. По его словам, масштабы этой рекламы несопоставимы с рекламными возможностями мороженщиков.
Чтобы падение продаж мороженого остановилось, оно должно превратиться из детского лакомства в модный атрибут молодежной жизни или в семейный десерт.