Андрус Вахер: "В процессе переезда проспорил бутылку виски"

О том, какие цели ставит перед собой компания после переезда, рассказывает Андрус Вахер, генеральный директор ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" (издатель "Делового Петербурга").Всё о трудностях переезда читай в PDF

- Раньше были планы по надстройке четвертого этажа в прежнем здании "ДП". Почему компания в итоге отказалась от этой идеи и переехала в довольно дорогой бизнес-центр?
- Эти планы были до меня. Сейчас мы смотрим в будущее и видим, что у нас не должно быть собственной недвижимости. Такова позиция наших собственников, которые считают, что издательский бизнес - это дело по выпуску газеты и владеть для этого собственной площадью нет необходимости. А отказ от своего здания в будущем дает нам больше возможностей для развития. Поэтому не имеет смысла строить еще один этаж, а затем продавать здание.
Что касается нового места, то, конечно, можно было найти вариант подешевле. Но то место, которое мы выбрали, оно очень удобно с точки зрения географического положения. Кроме того, теперь все отделы физически смогут находиться на одном этаже, в нашем деле это очень важно: информацию, которую мы имеем, теперь можно быстрее распространять внутри компании. Найти еще одно место в городе, где 2,3 тыс. м2 были бы расположенны на одном уровне, практически невозможно.
Новый офис также хорош качественной инфраструктурой вокруг: сотрудникам нет необходимости идти куда-то далеко, чтобы поесть или сделать покупки. Минус лишь в том, что обе станции метро расположены довольно далеко от офиса. Но посмотрим, если это будет препятствием для персонала, мы обеспечим развозку.
- В результате смены офиса какие изменения в работе сотрудников и компании в целом вы ожидаете?
- В новом офисе я ожидаю, что все будет как будто по-новому. Рабочие места, за которыми работали сотрудники на прежнем месте, не соответствовали никаким нормам. В новом офисе площадь каждого рабочего места увеличится, я ожидаю, что вместе с этим увеличится мотивация и работоспособность персонала. Так что после переезда конкурентное преимущество "Делового Петербурга" как работодателя вырастет. Ведь кроме зарплаты, нормального начальства и интересных заданий, рабочая среда для сотрудника также имеет большое значение. То, в каких помещениях находится компания, оказывает влияние и на имидж компании. Размещаться в каком-нибудь индустриальном районе между заводами или в центре города - это совсем разные вещи.
- Как вы считаете, может ли переезд привести к тому, что некоторые сотрудники покинут компанию? Например, потому, что новый офис находится довольно далеко от прежнего места работы.
- Я считаю, это возможно, и внутренне готов к этому. Есть мнение, что переезд - это проверка лояльности: в компании остаются только преданные сотрудники, а те, кого ничего не держит, быстро уходят. Я не совсем с этим согласен, хотя знаю, что есть такие, которые могут уйти только потому, что раньше они сидели у окна, а теперь их пересадили в центр зала. Но в компании все взрослые люди и адекватно воспринимают ситуацию. Проблема могла стоять гораздо острее, если бы новые рабочие места были оборудованы хуже, чем раньше, или в бизнес-центре не работали вентиляция и лифты.
- Если вы планируете продавать старое здание, почему решено было оставить в нем другие отделы?
- На то есть своя причина. Сначала вообще были планы переезда только отдела рекламы и редакции. Я добился того, чтобы переехал и отдел подписки. Мы должны считать деньги. Если кроме отдела доставки перевезти другие наши проекты (хендбуки, бизнес-энциклопедии, журналы) в новый бизнес-центр, мы просто не поместились бы вместе. Эти подразделения в будущем тоже переедут в другой бизнес-центр, но в ближайшие 2-3 года здание на Красноармейской улице мы продавать не будем, поэтому они останутся там. Что касается службы доставки, то я смотрю на нее как на отдельный бизнес. В перспективе этот отдел может существовать отдельно от издательства. Сейчас же его местонахождение в Адмиралтейском районе очень удобно для распространения газеты.
- Содержание старого здания и оплата аренды нового офиса - все это повысит стоимость производства. Получается, компания должна будет работать в несколько раз активнее, чтобы покрыть эти расходы... - Так и будет. В скором времени мы планируем увеличить результаты своей деятельности. В первую очередь результативность повысится за счет роста рекламного рынка и стоимости подписки. Что касается рекламы, я думаю, ожидать прирост в 15-20% ежегодно довольно реально. Поэтому более активная работа не означает, что штат продолжит расширяться (за последние 3 года число сотрудников увеличилось на 30%). Число сотрудников увеличится на единицы. В новом офисе заложен резерв на 20 рабочих мест, думаю, этого хватит на ближайшие 3-4 года. Но это не значит, что спустя это время нам придется искать новый офис. Здесь мы будем находиться минимум лет пять. Если понадобится расширять площадь, будем искать дополнительные возможности в этом же здании. - Не приведет ли территориальное разделение отделов к увеличению издержек? - Не думаю. Все-таки все отделы занимаются разными вещами, а чтобы взаимодействовать между собой, вполне достаточно Интернета и телефонной связи. - Эстонская газета Aripaev, в которой вы работали до прихода в "ДП", тоже переезжала несколько раз. Значит, вы уже накопили определенный опыт переезда? - В результате каждого переезда обычно возникает довольно много суеты, недовольства. Мой опыт говорит, что не надо сразу же дергаться, пытаться одновременно решить все проблемы. С течением времени многое решается само, ну а те неудобства, которые действительно остаются спустя 2 месяца, уже можно рассматривать всерьез. Организацией переезда в компании должен заниматься один человек, в случае с "ДП" эта задача была возложена на нашего IT-менеджера.Переезд - это проект, и во время его реализации все начальники подразделений, вне зависимости от статуса, должны подчиняться ответственному за данный проект человеку. - Что оказалось самым сложным при переезде в этот раз? - В нашем случае проблемным был вопрос строительства. Задержка по срокам сдачи бизнес-центра составила полгода! Это не как в Эстонии, где все проще: ты платишь - они делают. Здесь такая система не работает. Когда мы подписывали договор аренды в конце октября, еще тогда я был уверен, что строители не успеют к началу января, а скорее всего поспеют к марту. В декабре стало ясно, что март тоже нереален, а переедем мы к маю. В марте было ясно, что май тоже отпадает и новый срок - это июнь. В конце концов, в мае стало понятно, что самый реальный срок - июль. Из-за переноса сроков на первом этапе я даже проспорил своему сотруднику бутылку хорошего виски, после чего решил, что еще раз лучше не спорить. Сначала я искренне считал, что если мы платим почти 2 млн рублей в месяц за аренду, то эти деньги должны подталкивать арендодателя передать нам помещения так быстро, как только это возможно. К сожалению, пока так не получается. <b>Советы от Андруса Вахера</b> - Если ваш новый офис будет новостройкой, а не перестройкой старого здания, как в нашем случае, тогда строительство будет планировать легче. Там, где что-то надо перестраивать, сложно предусмотреть все возможные обстоятельства, а значит, к тем срокам, которые обещают девелоперы, надо относиться очень консервативно. - Наверняка в процессе строительства будет задержка и удорожание. Хорошо иметь третью компанию, которая наблюдала бы за ходом работ. Я бы в следующий раз потратил немного больше денег ради того, чтобы нанять компанию, которая следила бы, что происходит на объекте каждый день. В этот раз мы делали все своими силами, а неспециалистам сложно разобраться во всех особенностях строительства. - Все договоренности и отступления от прежних договоренностей с арендодателем надо всегда записывать, чтобы потом не возникало споров, кто что кому обещал. - В работе со своими сотрудниками важно донести полную информацию, куда компания переезжает, почему переезжает, очень полезно показать новое место заранее. - Воспринимать переезд как позитивное событие. С одной стороны, это необходимость, с другой - праздник. Так что основа - это рациональное, но выводы можно делать эмоциональные. - В конце концов, надо иметь крепкие нервы и не расстраиваться, если некоторые вещи будут происходить не так, как вам хотелось бы, и дороже, чем запланировано. Андрус Вахер, генеральный директор ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс", считает, что новый офис - отличное пространство для развития.