Стратегические инвесторы поднимают цены на бензин

Петербургские топливные операторы предупреждают, что скоро бензин подорожает. Смольному предстоит с ними договориться.

На прошлой неделе оптовые цены выросли в среднем на 80 копеек. Теперь повышения следует ожидать и в розничной сети заправок. Обычно оно происходит через две недели после повышения цен оптовиками. Но в Псковской области, сообщает www.аи92.ru бензин уже подорожал в среднем на 3%. Не исключено, что ближайшее повышение пройдет в два этапа. Согласно прогнозам, до конца сентября розничная стоимость бензина вырастет в среднем на 1,5 рубля. Таким образом, сбудутся прогнозы, согласно которым стоимость АИ 95 осенью достигнет рекордной планки – 20 рублей (сейчас 17-18 рублей). К концу года эта же марка бензина может подорожать до 23 рублей. Как предполагают специалисты, первыми изменят цены крупные топливные операторы, а за ними - и остальные. <br><br><b>Мухи отдельно, котлеты отдельно</b><br>Однако, можно предположить, что топливные операторы лукавят, ссылаясь на рост оптовых цен. Более половины розничного рынка нефтепродуктов Петербурга сейчас уже занимают, так называемые вертикально-интегрированные компании (ВИНКи). Они включают в себя весь комплекс добычи и переработке нефти, а также сбытовые структуры. Таким образом, заявления АЗС о своей ценовой зависимости от поставщиков топлива, выглядят несколько странно. <br><br>В Петербурге за последние два года построили свои сети АЗС такие ВИНКи как «Лукойл» и «Славнефть». Заправки под брендом «Киришиавтосревис», некогда принадлежащие ООО «Киришинефтеоргсинтез», сейчас находятся в прямой собственности НК «Сургутнефтегаз». <br>То есть, топливо на АЗС самих ВИНКов продается по ценам, которые никак нельзя назвать зависимыми от каких то сторонних оптовых поставщиков. <br><br>В 2004 году Смольный провозгласил курс на привлечение стратегических инвесторов. Было заявлено, что ему легче работать с крупными игроками розничного топливного рынка. Тогда же целевым назначением ОАО «Лукойл» выделили 60 участков для строительства АЗС, хотя ранее Смольный обещал давать землю под заправки исключительно по конкурсу. Валентина Матвиенко заявила, что договориться с крупным игроком о ценообразовании гораздо легче, чем с мелкими и именно поэтому она готова подписать соглашения со всеми нефтяными компаниями РФ. Правда, поднятый скандал затормозил целевое выделение земли, однако, в конце концов, участки «Лукойл» получил. Правда, чтобы успокоить общественность петербургской администрации пришлось провести торги, на которые единым лотом выставили 30 участков. Было очевидно, что условия конкурса специально "заточили" под "Лукойл". <br><br>Местные розничные нефтетрейдеры обеспокоенные экспансией крупных нефтяных компаний постепенно стали переориентировать свой бизнес. Сеть АЗС «Балт Трейд» была продана тому же «Лукойл», владелец компании «Фаэтон» Сергей Снопок заявил о строительстве нескольких АЗС премиум класса и развитии других направлений бизнеса (например, молочного животноводства), акционеры ОАО «Петербургская топливная компания» решили вкладываться в мусороперерабатывающий бизнес, начали инвестиции в реконструкцию аэропорта «Ржевка». Можно ожидать, что постепенно, петербургские операторы не имеющие своих нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов откажутся от своих АЗС, продав их, а деньги вложив в другие виды бизнеса. <br><br>Теперь администрации Петербурга предстоит продемонстрировать свою способность договариваться с ВИНКами, которые контролируют значительную часть розничного рынка, а значит, диктуют и цены. Однако, думается, что это будет на так просто, как «решить вопрос» с местными операторами. <br><br>Для таких ВИНКов как «Лукойл» или «Славнефть» диалог со Смольным носит исключительно локальный характер. Сомнительно, что чиновники администрации смогут, как то повлиять на ценообразование АЗС крупных нефтетрейдеров. Достучаться до владельцев ОАО «Лукойл» или «Славнефть» и потребовать у них снизить цены, даже используя нынешний мощный административный ресурс Смольного не просто. <br><br><b>Инфляция на коне</b><br>Рост цен на бензин грозит ещё и повышением темпов инфляции. Об этом на последнем заседании правительства РФ предупредил глава Центрального банка России Сергей Игнатьев. Он сообщил, что цены на бензин за 7 месяцев этого года выросли на 4,5%, причем в июле – сразу на 1,8%. А за первые две недели августа они уже увеличились на 1,5%. При этом многие эксперты предполагают, что только этой осенью стоимость автомобильного топлива может вырасти на 10-15%. И основной причиной подорожания станут, естественно, сумасшедшие цены на нефть на мировых рынках, которые заставляют производителей направлять значительную часть «черного золота» за границу. Напомним, что сейчас мировые цены на нефть колеблются в пределах $65 за баррель, тогда как цена на внутреннем российском рынке составляет $48. Соответственно, продавать нефть за границу выгоднее, чем в России. В этой связи глава Центробанка Сергей Игнатьев в очередной раз указал на необходимость пересмотра порядка установления экспортных пошлин на нефтепродукты и изменения их ежемесячно, а не раз в два месяца. Как считает Игнатьев, также необходимо усилить дифференциацию ставок на темные и светлые нефтепродукты, чтобы они соответствовали рыночной ситуации. <b>Дальше больше</b> С 1 августа величина экспортной пошлины на нефть достигла рекордного уровня - $140 за тонну. Отметим, что экспортная пошлина на нефть пересматривается чиновниками один раз в два месяца. Ее индексация производится по формуле, которая рассчитывается на основании двухмесячного мониторинга цен на российскую нефть Urals на мировых рынках. Решение о предыдущем повышении пошлины было принято весной этого года. Рост цены российского сырья на мировых рынках вынудил чиновников увеличить сборы с компаний, желающих продавать свою нефть за пределами России. Таким образом, государство пытается снизить экспорт нефти, чтобы избежать топливного дефицита на внутреннем рынке. В свою очередь, нефтяники, которым теперь придется отдавать с каждой тонны на $4 больше, чем прежде, будут компенсировать дополнительные доходы за счет увеличения цен на российских АЗС. Вероятно, что и в этот раз топливные трейдеры заложили в стоимость своего товара очередной рекорд экспортных пошлин на нефть. А гражданам стоит ожидать дальнейшего повышения стоимости как сырого, так и переработанного топлива. По разным оценкам, доля государства в различных нефтедобывающих компаниях составляет от 51 до 87%. Но реально влиять на цены на бензин, которые устанавливают розничные операторы, государство практически не может. Либо может только на уровне рекомендаций. Как показывает практика, продавцы бензина к рекомендациям правительства прислушиваются крайне редко. <b>Цены на бензин контролировать можно</b> Полное фиаско потерпели владельцы бензоколонок, замешанные в ценовом сговоре в Петербурге, который случился в 1999 году. Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал претензии обиженных бензоторговцев к российским властям необоснованными. Это беспрецедентное дело тянулось с 1999 года, - первый в России классический картельный сговор, который удалось доказать. Тогда розничные цены подскочили в городе вдвое на все виды бензина. Питерское управление по антимонопольной политике целый год вело расследование, но доказало ценовой сговор между девятью компаниями. Им было предписано вернуть в казну неправедно полученные доходы. А автомобилисты, сохранившие чеки за бензин, вернули украденные торговцами деньги. Материалы дела, указывающие на совершение менеджерами компаний преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса РФ, были переданы в прокуратуру. По этой статье предусматривалось в то время наказание от штрафа в 200-500 МРОТ до лишения свободы сроком до двух лет. Шесть из девяти компаний-участниц сговора решили, что их обидели незаслуженно и начали судиться. Пройдя все возможные судебные инстанции в России, они в декабре 2000 года обратились в Европейский суд по правам человека. Мотив: российские арбитражные суды на всех этапах якобы отказывали им в ознакомлении с материалами о сговоре. Кроме того утверждалось, что российские суды нарушили принцип презумпции невиновности, а их вина в монополистическом поведении не была доказана. Но ни по одному пункту жалобы Европейский суд не усмотрел нарушений ни национального российского законодательства, ни международного. Не согласился он с компаниями-заявителями и в том, что разбирательство в теруправлении МАП (в то время - Министерство по антимонопольной политике) и арбитражных судах рассматривалось как уголовное по своему характеру. Тем более что заявители не преследовались по нормам Уголовного кодекса. Жалобы истцов на несправедливое наказание Европейский суд тоже отверг, подчеркнув, что возврат в казну незаконно полученной прибыли, строго говоря, наказанием не является. Это всего лишь "денежная компенсация за причиненный вред". В 2004 году весной произошел 40-процентный рост цен на бензин. В шести регионах антимонопольные органы возбудили дела по фактам ценовых сговоров. - Наши оппоненты исчерпали все ресурсы для опровержения нашего решения, - сказал тогда руководитель управления ФАС по Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко. - Во-первых, это показывает, что ситуация по картельным сговорам может контролироваться антимонопольными органами, а российские суды могут принимать по таким делам профессиональные решения. Во-вторых, создан прецедент, и опыт Петербургского УФАС - наша аргументация, наша система доказательств - может успешно применяться коллегами из других регионов. Сейчас некоторые решения антимонопольных органов тоже оспариваются в арбитражных судах. Думаю, что, подтвердив нашу правоту, Европейский суд по правам человека дал сигнал участникам других картельных сговоров, что в Страсбурге им делать нечего.