Юрий Григорович: "Классический балет пытаются похоронить раньше времени"

СПб. До 15 августа на сцене Мариинского театра с гастролями Краснодарский театр балета Юрия Григоровича. С живой легендой русского балета встретился "ДП". Говорили о балете, и не только...

Моих родителей еще и в проекте не было, когда он уже удивлял публику своими танцами на сцене императорского театра. Сейчас удивляюсь и восхищаюсь его постановками уже я. Ему ух как за 70, а все тот же, что и 20 лет назад: выправка - офицеры позавидуют, гордый орлиный профиль - мечта барышни, одет и выбрит - под стать пижонам, стрижка - аккурат под стиль. Другими словами, дай бог так выглядеть 40-летнему.
Мало у кого есть свой театр, у Григоровича есть, чему многие театральные деятели завидуют, и он, конечно, гордится, но на вопрос о несбывшихся мечтах морщится и отмахивается - говорить не хочет, потому как, по всей видимости, не одна и не две их.
От него можно заряжаться как от южного солнца, и для этого совсем не обязательно разговаривать, достаточно находиться рядом и молчать, но работа обязывает.
- Сейчас делать как вы - хранить традиции классического балета - сродни подвигу, современные постановки идут одна за другой даже на сценах исконно консервативных. Ваше мнение относительно происходящего в балетном мире?
- Есть, есть такое: уходит классический репертуар, в театрах повальная модернизация, и подобные тенденции не только в нашей стране. Я думаю, классический балет пытаются раньше времени похоронить. Жаль. Классический балет является фундаментом, основой; техника и образование классического танцовщика очень высоки. Конечно, пытаться задерживать современные тенденции - даже смешно об этом говорить. Балетмейстер, изучая новую хореографию, и себя проявляет в ином ракурсе. Безусловно, свежие балетные вещи, как глоток воздуха, необходимы, но и сохранять старые традиции архиважно. Идеальный вариант - равное соотношение балетных традиций и новаций.
- Как вам, человеку, сделавшему русский балет конвертируемой валютой, сегодня видится западное отношение к русскому балетному искусству?
- По-разному. С поднятием железного занавеса за границу стало выезжать много быстроукомплектованных трупп, в состав которых, как приманку для зрителей, включают танцоров и балерин, ушедших со сцены Мариинского и Большого театров. Их фамилии крупными буквами пишут на афише. В целом же состав трупп сомнительного качества. И зритель идет на известное имя, а потом говорит: какой же это Большой театр, какой же это Мариинский балет? Так вот эти балетные группочки подтачивают интерес западных балетоманов к русскому балету.
- Сложно создать свой театр? Тем более в Краснодаре, априори небалетном городе.
- Очень. Мне повезло, потому что многие, начиная с губернатора, заинтересовались идеей создания в Краснодаре балетного театра. Поначалу краснодарский зритель немножко настороженно относился к нашей работе. Балет - сложная форма, это синтетическое искусство. Чтобы его понимать, нужно чувствовать музыку, драматургию, живопись, танец. Со временем у нас появилась публика. Я очень рад, что у меня есть свой театр. Там идут только мои спектакли, их уже двенадцать. У нас функционирует своя балетная школа, которая поставляет в театр молодые кадры.
- Когда у вас отпуск, как любите отдыхать?
- Когда отпуск - трудно сказать. Вот, например, из Петербурга уезжаем на гастроли в Испанию, потом, не возвращаясь домой, на гастроли во Францию. Так что с отпуском, в общепринятом понимании этого слова, не очень получается.
Если удается выкроить на отдых 3-4 дня - и то хорошо. Люблю на даче отдохнуть: поспать, по лесу походить, полентяйничать. Театр очень утомляет. Хореографу в этом отношении сложнее, чем, например, композитору или художнику. Они-то могут и в уединении заниматься своей работой. Мне же для своей работы необходим коллектив.
- Где в Петербурге любите бывать?
- Родился я на Моховой, потом жил на Мойке - здесь нравится бывать. Люблю ходить по старым местам - мимо Вагановского училища. В Эрмитаж захожу всякий раз, как появляется свободное время. Много мест, которые хочется посетить и тем самым вернуть в памяти былое.
На заметку
- Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 г.
- Воспитанник петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра.
- С 1964 г. более 30 лет являлся главным балетмейстером Большого театра России.
- Осуществил свои постановки также в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.
- В 1996 г. он осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту "Золотой век" Дмитрия Шостаковича.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.