00:0005 августа 200500:00
22просмотров
00:0005 августа 2005
СПб. До 15 августа на сцене Мариинского театра с гастролями Краснодарский театр балета Юрия Григоровича. С живой легендой русского балета встретился "ДП". Говорили о балете, и не только...
Моих родителей еще и в проекте не было,
когда он уже удивлял публику своими танцами на сцене императорского театра.
Сейчас удивляюсь и восхищаюсь его постановками уже я. Ему ух как за 70, а все
тот же, что и 20 лет назад: выправка - офицеры позавидуют, гордый орлиный
профиль - мечта барышни, одет и выбрит - под стать пижонам, стрижка - аккурат
под стиль. Другими словами, дай бог так выглядеть 40-летнему.
Мало у кого
есть свой театр, у Григоровича есть, чему многие театральные деятели завидуют, и
он, конечно, гордится, но на вопрос о несбывшихся мечтах морщится и отмахивается
- говорить не хочет, потому как, по всей видимости, не одна и не две
их.
От него можно заряжаться как от южного солнца, и для этого совсем не
обязательно разговаривать, достаточно находиться рядом и молчать, но работа
обязывает.
- Сейчас делать как вы - хранить традиции классического балета
- сродни подвигу, современные постановки идут одна за другой даже на сценах
исконно консервативных. Ваше мнение относительно происходящего в балетном
мире?
- Есть, есть такое: уходит классический репертуар, в театрах
повальная модернизация, и подобные тенденции не только в нашей стране. Я думаю,
классический балет пытаются раньше времени похоронить. Жаль. Классический балет
является фундаментом, основой; техника и образование классического танцовщика
очень высоки. Конечно, пытаться задерживать современные тенденции - даже смешно
об этом говорить. Балетмейстер, изучая новую хореографию, и себя проявляет в
ином ракурсе. Безусловно, свежие балетные вещи, как глоток воздуха, необходимы,
но и сохранять старые традиции архиважно. Идеальный вариант - равное соотношение
балетных традиций и новаций.
- Как вам, человеку, сделавшему русский
балет конвертируемой валютой, сегодня видится западное отношение к русскому
балетному искусству?
- По-разному. С поднятием железного занавеса за
границу стало выезжать много быстроукомплектованных трупп, в состав которых, как
приманку для зрителей, включают танцоров и балерин, ушедших со сцены Мариинского
и Большого театров. Их фамилии крупными буквами пишут на афише. В целом же
состав трупп сомнительного качества. И зритель идет на известное имя, а потом
говорит: какой же это Большой театр, какой же это Мариинский балет? Так вот эти
балетные группочки подтачивают интерес западных балетоманов к русскому
балету.
- Сложно создать свой театр? Тем более в Краснодаре, априори
небалетном городе.
- Очень. Мне повезло, потому что многие, начиная с
губернатора, заинтересовались идеей создания в Краснодаре балетного театра.
Поначалу краснодарский зритель немножко настороженно относился к нашей работе.
Балет - сложная форма, это синтетическое искусство. Чтобы его понимать, нужно
чувствовать музыку, драматургию, живопись, танец. Со временем у нас появилась
публика. Я очень рад, что у меня есть свой театр. Там идут только мои спектакли,
их уже двенадцать. У нас функционирует своя балетная школа, которая поставляет в
театр молодые кадры.
- Когда у вас отпуск, как любите отдыхать?
-
Когда отпуск - трудно сказать. Вот, например, из Петербурга уезжаем на гастроли
в Испанию, потом, не возвращаясь домой, на гастроли во Францию. Так что с
отпуском, в общепринятом понимании этого слова, не очень получается.
Если
удается выкроить на отдых 3-4 дня - и то хорошо. Люблю на даче отдохнуть:
поспать, по лесу походить, полентяйничать. Театр очень утомляет. Хореографу в
этом отношении сложнее, чем, например, композитору или художнику. Они-то могут и
в уединении заниматься своей работой. Мне же для своей работы необходим
коллектив.
- Где в Петербурге любите бывать?
- Родился я на
Моховой, потом жил на Мойке - здесь нравится бывать. Люблю ходить по старым
местам - мимо Вагановского училища. В Эрмитаж захожу всякий раз, как появляется
свободное время. Много мест, которые хочется посетить и тем самым вернуть в
памяти былое.
На заметку
- Юрий Николаевич Григорович родился 2
января 1927 г.
- Воспитанник петербургской школы русского классического
балета, начинал как солист Мариинского театра.
- С 1964 г. более 30 лет
являлся главным балетмейстером Большого театра России.
- Осуществил свои
постановки также в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана,
Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.
- В
1996 г. он осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту "Золотой век"
Дмитрия Шостаковича.