12:1107 февраля 200512:11
7просмотров
12:1107 февраля 2005
Недоработка специальных режимов налогообложения и нестабильность законодательства остаются главными препятствиями в работе малого бизнеса. Нововведения вступают в силу задним числом, вносят неожиданные изменения в привычные правила игры и создают правовую
Недоработка специальных режимов налогообложения и нестабильность законодательства остаются главными препятствиями в работе малого бизнеса. Нововведения вступают в силу задним числом, вносят неожиданные изменения в привычные правила игры и создают правовую неразбериху. Компании, которым не по карману штатные юристы, вынуждены прибегать к услугам аудиторов, поскольку самостоятельно отследить все изменения в законодательстве они не могут. Об основных проблемах и ошибках, которые малый бизнес не может решить сегодня без помощи юристов, в интервью ДП рассказал заместитель директора ООО «Аудит Санкт-Петербург» Дмитрий Желтяков<br><br><b> — Уже почти полгода регистрация малых предприятий ведется через так называемое «единое окно». На Ваш взгляд, такая схема действительно упростила жизнь предпринимателям?</b><br><br>— Создание «единого окна» можно назвать плюсом реформаторских инициатив стало — это действительно упростило регистрацию предприятия. Но, минус в том, что раньше учредительные документы образуемой компании проверяла Регистрационная Палата, а сейчас этим никто не занимается. У налоговой инспекции таких полномочий нет. Поэтому предприниматели часто вписывают в устав виды деятельности, которыми они заниматься не вправе. Когда это вскрывается, страдают не только они, но и их контрагенты т.к. заключенные сделки признаются недействительными. Я считаю, что чиновники должны предупреждать предпринимателей об изменениях заранее - если предприятие, например, привлекает кредиты — ему нужно планировать свои доходы как минимум на 3 года вперед. <br><br><br><b>— А как «показали себя» упрощенка и ЕНВД?</b><br><br>— Здесь очень много недочетов. Совершенно очевидно, что ЕНВД и упрощенка в том виде, в котором они есть, были созданы не для облегчения жизни предпринимателям, а для упрощения работы контролирующих органов. Например, мне, как специалисту, непонятно, чем руководствовались люди, рассчитывавшие понижение коэффициента К2? Я просматриваю эту таблицу и думаю — почему для ремонта и пошива меховых изделий К2 равен 0,9, а для ремонта и пошива трикотажных изделий — 0,6? Из–за того, что сами меховые изделия дороже? <br><br>В законодательстве также не учтены условия, ухудшающие предпринимательскую деятельность — если, например, улицу, на которой расположено кафе, перекрыли и перекопали на несколько месяцев. <br><br>Или если предприниматель решил заняться пошивом одежды, ее продажей и последующим ремонтом, у него получается 2 вида деятельности, т.к. ремонт выделяется в отдельный вид и подлежит переводу на ЕНВД. И вот этот несчастный, к которому, может быть, один человек в месяц обратится с просьбой исправить дефект одежды, вынужден организовать отдельный учет по ЕНВД, увеличить нагрузку на бухгалтера. Складывается впечатление, что у чиновников нет представления о том, что реально нужно предпринимателям и какие у них проблемы. Чиновники живут в своем замкнутом мире и не понимают очевидных вещей. <br><br><b>— А можно какой-то конкретный пример привести, а то создается впечатление, что в среде предпринимателей «чиновник» — имя нарицательное… </b><br><br>— Сейчас к нам обратился клиент, у которого была собственность в районе прохождения КАД. Землю изъяли и выдали ему компенсацию — выручка сразу превысила все мыслимые пределы и компанию насильно вернули с упрощенки на традиционную систему. С этой выручки фирма заплатила все налоги, кроме того, она еще в течение года не имеет права на упрощенку. Предприниматель не виноват, что по Генплану дорога проходит через его офис, но в законе подобные случаи никак не предусмотрены.<br><br><b>— Возможно ли в данном случае позаимствовать опыт стран со сложившейся рыночной экономикой? Как там построено налогообложение малого бизнеса? </b><br><br>— На Западе малый бизнес дополнительно разделен на малые и микро–предприятия. Для микропредприятий упрощены система налогообложения (фиксированная ставка налога, который платится 1 раз в год), упрощен бухучет, статистический учет и т.д. Для малых предприятий есть льготы в виде снижения налоговых ставок по отдельным видам операций, возможности варьирования сроков уплаты налогов. У нас в приниципе, можно сказать, что есть льготные сроки уплаты налогов, но нет единой комплексной системы налогообложения именно для субъектов малого предпринимательства.